Следующее расширение понятия числа – иррациональное число. В соответствии с построением множества действительных чисел по Дедекинду на множестве рациональных чисел существуют только три вида сечений: 1) в В нет наибольшего, в В` наименьшее(деление множества рациональных чисел по числу, например,2); 2) в В есть наибольшее, в В` нет наименьшего; 3) в В нет наибольшего числа, в В` нет наименьшего
Пример.
Докажем, что в В нет наибольшего числа.
. Покажем, что можно подобрать такое целое положительное число n, для которого
, т.е.
- доказать.
Если для неравенства
найдётся n, для которого оно справедливо, то будет верно и данное неравенство: (*)
, т.е. число
Так как во множестве рациональных чисел существует сечение третьего типа, то оно не является полным. Это сечение определяет число иррациональное. С геометрической точки зрения этот факт означает, что на координатной прямой существуют точки, которые не соответствуют никаким числам из множества рациональных чисел: множество рациональных чисел несвязно.
В школе при введении иррационального числа используют следующий факт: известно, что каждому рациональному числу r соответствует единственная точка M(r) прямой l, на которой заданы: начало отсчета, направление и масштаб. При этом число
называется координатой точки M. Верно ли обратное утверждение? Ответ иллюстрируется следующим примером:
Докажем, что точка М не соответствует никакому рациональному числу.
, что противоречит тому, что
- несократимая дробь определение рационального числа).
Ещё один способ доказательства иррациональности числа
является построение последовательных рациональных приближений этого числа по недостатку и по избытку, которые обладают следующими свойствами:
каждое число последовательности (2) больше числа последовательности (1) с тем же номером: 1,4; 1,41; 1,414; 1,4142;…. (1)
1,5; 1,42; 1,415; 1,4143;…. (2)
2) последовательность (1)
; (2) -
3) разность между членами последовательностей с одинаковыми номерами неограниченно уменьшается по абсолютной величине при увеличении номера и равна
. Геометрически этот факт определяет сближение точек последовательности к
.
Иначе говоря, члены последовательностей (1) и (2) образуют непериодическую десятичную дробь.
Методическая схема введения действительного числа:
а) делается попытка решения уравнения
, т.е. необходимо доказать теорему: не существует ни целого, ни дробного числа, квадрат которого равнялся бы числу 2
б) так как теорема доказана, то надо показать, что не существует целого числа, квадрат которого равен 2;
в) параллельно вводится понятие действительного числа на геометрической основе, т.е. в процессе измерения отрезков (отыскание абсциссы точки графика
, ордината которой равна 2). Такая задача приводит к проблеме измерения отрезка другим, принятым за единицу измерения;
г) измерение отрезка. Соизмеримые и несоизмеримые отрезки. Десятичные приближения длины отрезка;
д) бесконечные периодические и непериодические дроби;
е) обращение обыкновенной дроби в бесконечную периодическую и обратная задача;
ж) иррациональные числа. Примеры;
з) действительные числа;
и) сравнение действительных чисел;
к) операции над действительными числами.
Следует помнить, что если в заданиях для следующих выражений:
необходимо избавится от иррациональности в знаменателе, это означает, что в знаменателях этих дробей находятся иррациональные числа. В этом учащиеся могут убедиться, придав буквам конкретные значения. Алгебраические категории представляют собой абстракции более высокого порядка, а значит, рассуждения в алгебре носят более обобщённый характер, нежели непосредственно в числовых системах.
Характеристика реализации возрастного похода в
деятельности школьного социального педагога
Развитие ребенка, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в смене форм отражения. Один этап подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий в снятом виде прошлый. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет ...
Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у
слабовидящих детей
На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой. В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976) ...
Взгляды русских и советских психологов
Проблема мышления возникла как предмет психологии в начале 20-х гг. нашего века в вюрцбургской психологической школе. Господствовавшая до этого ассоциативная психология не ставила перед собой проблемы анализа мыслительной деятельности. Мышление сводилось к «сцеплению» ассоциаций. За реальность прин ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.