Изучение уровня культуры общения детей

Страница 1

Целью констатирующего этапа нашего исследования является изучение уровня культуры общения детей старшего дошкольного возраста для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.

Задачи исследования:

I. Изучение уровня культуры общения дошкольников с помощью методики КОС-1.

II. Изучение личностных способностей испытуемых в общении с помощью теста Кеттела.

III. Сравнение выявленных показателей экспериментальной группы и установление зависимости уровня культуры общения от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.

Исследование проводилось с сентября 2008 г. по январь 2009 г.

В эксперименте принимали участие воспитанники старшей группе дошкольного учреждения "Крепыш" города Ноябрьска. На базе этой возрастной группы была сформирована экспериментальная группа. Количество испытуемых – 14 человек.

В соответствии с целью проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента.

На первом констатирующем этапе эксперимента проведена диагностика уровня культуры общения детей по методике КОС-1 и методике Кеттела.

В соответствии с поставленными задачами первый этап эксперимента разбит на 2 серии:

1 серия – направлена на изучение культуры общения испытуемых.

2 серия – направлена на изучение личностных особенностей испытуемых во время общения.

II.2. Методики исследований.

1. Методика "Тест Кеттеля"

Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров вопросов.

2. Методика исследования уровня культуры общения (КОС-1).

Инструкция по применению методики.

Испытуемым предлагается ответить на 40 вопросов, а затем с помощью дешифратора определяется уровень культуры общения каждого ребенка. Оценочный коэффициент уровня культуры общения (К) определяется по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.

Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.

Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено.

Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к общению, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в общении.

Методика констатирует лишь наличный уровень культуры общения в данный период развития личности. Они не останутся неизменными в процессе дальнейшего развития детей. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности уровень культуры общения ребенка может развиваться.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей
Технические и структурные изменения, затронувшие в первую очередь экономику страны, постепенно становятся стимулом преобразования социальных институтов, большинство которых по инерции сохранило консервативные структуру и функциональное содержание. К ожидающим своих серьезных перемен относится и так ...

Научно – методические идеи Ф.В. Филипповича
Обратимся к вопросам методики преподавания математики, изложенных в трудах Ф. Филипповича. Ф. Филиппович и В. Мрочек указывают на узость распространенного то время понимания смысла методики математики как «сборника готовых рецептов, опирающегося на личный опыт того или иного практика-учителя». Они ...

Основные направления деятельности системы
1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи — перво ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru