Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема

Педагогика » Диагностика воспитанности детей дошкольного возраста » Диагностика уровня воспитанности дошкольников как педагогическая проблема

Страница 1

В первую очередь следует уточнить лексическое значение понятия «диагностика». Произошедшее от слова «диагноз» (греч. распознание, определение), данное понятие долгое время было абонировано медициной и означало «распознавание болезни» и «определение болезни». Поставить диагноз значило выявить и определить болезнь на основании исследования.

В настоящее время утвердилось расширенное толкование значения слова «диагностика», оно включает и сам процесс исследования для определения диагноза. Сначала как тенденция, а затем как свершившийся факт, содержание понятия расширилось от «распознавания болезней» до «распознавания характеристик» предмета исследования.

Такой путь лексического смещения особенно заметен в психологии. «Диагностики» создавались представителями патопсихологии, использовались психотерапевтами, затем психологами в случаях необходимости выявить некоторые психические отклонения, а потом – психологами для уточнения, присутствует ли аномалия в поведении человека или это своеобразие нормальной личности.

В конце концов, понятие «диагностика» стало означать сам процесс исследования в целях выявить, распознать, определить характеристики человека, неподдающиеся обнаружению в прямом непосредственном общении с человеком.

Тогда «диагностика» - при таком широком ее толковании – естественно вошла в терминологический аппарат педагогики, сначала в научные исследования, а затем в систему практической организации воспитательного процесса педагогов-профессионалов. Стремительное время внесло свои поправки: вместо «методики диагностирования» появилось одно слово «диагностика» как понятие, совмещающее в себе лексический смысл этого словосочетания.

Таким образом, педагогические диагностики – это способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях.

Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работать с детьми, не способны заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики – и в этом их предназначение! – лишь фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностики педагога, в большинстве случаев, носят скрытый характер, чтобы дети не чувствовали себя объектом исследования. Поэтому они всегда принимают формы занимательные, интересные, лаконичные.

Педагогические диагностики являются одним из элементов воспитательной работы с детьми. И следовательно, профессиональное владение ими выступает как непременный компонент профессионального мастерства педагога любого профиля.

Воспитанность как педагогическое понятие

В понятийном словаре «воспитанность» толкуется как уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность - сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости - потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития.

Воспитанность ребенка - результат воспитания, предназначенного наилучшим образом подготовить ребенка к полнокровной жизни в современном мире, а значит, мера воспитанности определяет степень подготовленности ребенка к жизни на уровне ее современной культуры и потенциальной возможности счастливой жизни.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Методика проведения народных подвижных игр
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижны ...

Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...

Повторное диагностирование речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Методические рекомендации к организации и проведению занятий в детском саду
Для проверки эффективности разработанной методики использования дидактических игр и занятий по развитию речи дошкольников мы провели 3 этап эксперимента. Данные второго этапа эксперимента показали, что после целенаправленного применения дидактических игр уровень развития речи в экспериментальной гр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru