Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в

Педагогика » Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в

Страница 5

Устав 1884 г. облегчил приобретение звания приват-доцента, отменив предоставление диссертации и чтение двух пробных лекций для лиц, имеющих ученую степень магистра или доктора. Последнее условие стало необходимым для выдержавших испытание на степень магистра, но еще не защитивших диссертацию.

Поскольку преподаватель, даже с докторской ученой степенью, мог начать работу в университете не иначе как в качестве приват-доцента, число последних быстро росло. По подсчетам Н.И. Кареева, в 1881–1884 г. количество приват-доцентов в Петербургском университете увеличилось с 14 до 82, в Московском – с 11 до 120, в Харьковском – с 5 до 50. В 1892 г. на исторических кафедрах Московского университета приват-доцентами работали магистранты С.

Ф. Фортунатов, П.В. Безобразов, М.С. Корелин, В. Михайловский, Р.Ю. Виппер (всеобщая история), магистры В.Е. Якушкин и И.А. Линниченко, магистрант П.Н. Милюков (русская история), магистранты Аппельрот и Миронов (теория и история искусств). В Петербургском университете по данным на 1 января 1892 г. из 63 приват-доцентов 21 преподавал на историко-филологическом факультете, среди них были историки А.С. Лаппо-Данилевский, С.Ф. Платонов, Г.В. Форстен.

Устав 1884 г. внес коренные изменения в практиковавшуюся ранее систему замещения вакантных профессорских мест. Факультетская корпорация была лишена инициативы и способов контроля в решении данного вопроса. Университеты могли только выдвигать кандидатов, но не избирать их. Теперь преподаватели на кафедры назначались министром народного просвещения или по его распоряжению избирались из числа достойных кандидатов университета. При баллотировке нескольких кандидатов избирался тот доктор наук, за которого подавалось больше голосов. Большое значение в вопросах приискания кандидатов новый устав отводил конкурсам, имея целью «положить предел партийности на факультетах».

Для занятия профессорской должности было поставлено непременное условие – степень доктора по специальности, соответствующей кафедре. Профессором мог стать только доктор наук, который на высоком уровне читал курс лекций не менее трех лет. Профессор обязан был посвящать преподаванию по занимаемой кафедре достаточное число часов, применительно к шестичасовой норме. Сверх этого, профессору предоставлялось право объявлять курсы и практические занятия по другим предметам учебной программы. Дополнительные занятия оплачивались в размере не более половины жалования, установленного ординарному профессору.

Устав 1884 г. ввел звание заслуженного доктора, которое давалось профессорам, добросовестно преподававшим в университете более 25 лет. Профессора, чей стаж педагогической деятельности превышал 30 лет, лишались права замещать штатные вакантные преподавательские должности. Однако если позволяло состояние здоровья, то таким лицам разрешалось читать лекции как приватным профессорам и руководить учебно-вспомогательными установлениями университета.

Штатным преподавателям предписывалось исполнять поручения соответствующих факультетских собраний, университетского совета и попечителя учебного округа в русле их научной специальности. Такого рода поручения не входили в обязательную нагрузку профессорско-преподавательского состава и дополнительно не вознаграждались. Однако качество исполнения научно-исследовательской работы преподавателей учитывалось при их дальнейшем продвижении по службе. Лучшие научные труды представлялись для участия в конкурсах.

Устав 1884 г. ввел гонорарную систему оплаты в виде поощрения, призванную побудить преподавателей к улучшению качества преподавания. Предполагалось, что при равных условиях, тот преподаватель, который лучше преподает, будет иметь и больше слушателей. В то же время рассчитывали, что и студенты будут повнимательнее относиться к занятиям. Но данная система не прижилась. Для обязательных предметов гонорар утратил свое значение стимула. Причем гонорар распределялся между преподавателями без учета их таланта и учености, а в зависимости от количества студентов и их распределения по курсам и факультетам. В 1902 г. данная система была отменена.

Министерство народного просвещения следило за тем, чтобы лучшие профессора и преподаватели поощрялись достойным образом за свой нелегкий труд. Так, за 1891 г. несколько университетских профессоров получили награды, в том числе ректор Петербургского университета В.И. Владиславлев, которому был пожалован орден Анны 1 степени.

На каждом факультете действовали собрания, как коллегиальные органы руководства, под председательством декана. На их заседаниях обсуждались вопросы о проведении испытаний на ученые степени, рассмотрении сочинений, предназначавшихся для изданий за счет университета, о присуждении студентам и слушателям медалей и почетных отзывов за написанные ими сочинения, заслушивались отчеты преподавателей о практических занятиях и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся 2-3 классов
Предлагаем материал для упражнений по формированию каллиграфических навыков учащихся, мы исходим из того, что во 2-3 классах специальных уроков чистописания не выделяется. Упражнения по чистописанию проводятся ежедневно на уроках русского языка в течение 8-10 минут. Совершенствование навыков графич ...

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия дошкольного учреждения в организации досуга детей
Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной воспитательной деятельности. Предметом педагогики досуга является целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и перевод ее на более высокий уровень развития. Задачи педагогики досуга: 1) соз ...

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru