Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в

Педагогика » Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в

Страница 4

Согласно уставу каждый университет находился под главным ведением министра народного просвещения и вверялся попечителю местного учебного округа. Непосредственное управление вузов осуществлял ректор при участии в определенных случаях: совета, правления, собраний и деканов факультета, инспектора студентов.

Все российские университеты именовались императорскими и находились под постоянным наблюдением Александра III. Монарх понимал особую роль университетского образования в системе просвещения и стремился превратить отечественные вузы в очаги высокой науки и культуры. Даже в период бурных студенческих выступлений император отверг многочисленные предложения крупных сановников о закрытии университетов. Кроме того, он отклонил проект закона об отдаче студентов в солдаты за участие в беспорядках, на чем настаивали многие министры.

По сравнению с уставом 1863 г. был расширен круг полномочий попечителей учебных округов. В ст. 6 главы 1 устава было записано: «Попечитель учебного округа заботиться о благосостоянии университета; наблюдает за ходом университетского преподавания и за точным исполнением всеми принадлежащими к университету установлениями и должностными лицами правил, предписанных законом или распоряжением правительства; пресекает всякое уклонение от этих правил, возбуждает дела об ответственности виновных и ходатайствует о награждении достойных». Таким образом, на попечителе лежала обязанность высшего руководства во всех распоряжениях по охране порядка и дисциплине в вузе.

Глава вторая устава утверждала обязанности и права ректора университета. Ректор избирался министром народного просвещения из ординарных профессоров университета и назначался на должность императором России сроком на четыре года. В непосредственном подчинении ректора находились: секретари совета и правления университета, служащие канцелярии и его помощники, секретарь библиотеки, бухгалтер, казначей, архитектор, экзекутор, архивариус и врач.

Согласно ст. 13 Устава в обязанности ректора входило: наблюдение за правильным ходом учебного процесса и полнотой преподавания в университете, за надлежащим исполнением всех служащих университета своих обязанностей, за соблюдением студентами предписанных правил, за содержанием в порядке учебно-вспомогательных учреждений университета, за правильным расходом денежных средств университета и за сохранением в целости принадлежащего университету имущества.

Полномочия совета университета рассматривались в четвертой главе устава 1884 г. Совет состоял под председательством ректора из всех профессоров университета. В числе наиболее важных вопросов, которые обсуждали советы университетов, были отчеты профессоров об их научной и учебной работе, о деловых связях с зарубежными учеными и др. Устав ликвидировал даже ограниченную самостоятельность университетских советов.

В деле руководства университетом большое значение придавалось правлению, состоявшему из деканов всех факультетов, инспектора и ректора, который осуществлял общее руководство. Все заседания правления протоколировались, а материалы представлялись для рассмотрения попечителю учебного округа.

В компетенции правления находились следующие вопросы: распоряжение денежными суммами, назначенными на содержание университета по финансовой смете; заключение контрактов по подрядам и поставкам; принятие решений по изданию сочинений, одобренных собраниями факультетов и предназначенных к публикации; рассмотрение дел о переходе студентов с одного факультета на другой, об отчислении из вуза, о приеме молодых людей в число студентов по распоряжению ректора; разбирательство по делам студентов – нарушителей порядка и дисциплины. Самые сложные вопросы требовали утверждения министром народного просвещения. К ним относились утверждение крупных сверхштатных расходов и заключение подрядов и контрактов на дорогостоящие работы.

Согласно уставу каждый факультет включал в свой состав декана и всех профессоров. По уставу 1884 г. к профессорско-преподавательскому составу университета относились ординарные и экстраординарные профессора, приват-доценты, лекторы, лица, составлявшие персонал учебно-вспомогательных учреждений. На историко-филологических факультетах было положено 12 ординарных, 5 экстраординарных профессоров и 4 лектора новых языков.

Законодательство 1884 г. упростило номенклатуру преподавательских должностей: доцентура была упразднена, оба профессорских разряда сохранялись, число профессоров в университетах было увеличено, но главный упор был сделан на приват-доцентов: количество их на факультетах не ограничивалось и зависело от реальных потребностей учебных заведений и размера их фонда специальных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Фразеологизмы английского языка с именами собственными
М. Морошкин, составитель «Славянского именослова» (1869), писал о именах: «имена собственные отражают следы каприза и фантазии человеческой… служат сокращенной историей внутреннего быта и духа народного, и там, где безмолвствуют саги, начинают свою повесть имена.» Имена и названия всегда играли осо ...

Решение задач с помощью составления уравнений в теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости»
Рассмотрим этапы изучения этой темы. Во-первых, надо научить школьников решать пропорции. Основной способ их решения должен опираться на основное свойство пропорций. Когда эта цель будет достигнута, то можно показать использование свойств пропорций для упрощения их решения. Во-вторых, нужно научить ...

Сущность процесса социализации
В общем понимании социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии как минимум три трактовки: социальное как общечеловеческое, социальное как общест ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru