Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в

Педагогика » Изменение в области высшего образования в 70–80-е гг. XIX в

Страница 2

Созданию нового университетского устава предшествовало «обследование состояния русских университетов» отделом Высочайше утвержденной комиссии под председательством статс-секретаря И.Д. Делянова, проведенное в 1875 г. Из этих материалов были извлечены «кое-какие эффективные данные, чтобы их якобы документальным авторитетом подкрепить нарекания меньшинства комиссии, добивавшегося преобразования университетов». Советы российских университетов высказались против кардинального пересмотра основных положений устава 1863 г. Курс правительства расценивался как реакционный: «Назначена комиссия для пересмотра университетских уставов, то есть для сколь возможно большего их стеснения и уничтожения свободы университетской или высшей науки, – отмечали современники. Комиссия эта составлена из врагов университетов… Университеты хотят подчинить такой регламентации, чтобы университетского у них было только название». В целом, университеты были устранены от участия в подготовке нового устава.

Некоторые меры, предусмотренные новым университетским уставом и направленные на усиление правительственного влияния на управление университетами, контроля над преподаванием, утверждение порядка и дисциплины в учебных заведениях, были осуществлены на стадии подготовки проекта. Так, в 1879 г. Д.А. Толстой предложил изменить порядок управления университетами: упразднить университетский суд, передать от совета попечителю и правлению все административные, судебные и студенческие дела, подчинить инспектора (или проректора) непосредственно попечителю, увеличить штат инспекции за счет специальных средств университетов (до получения из казны дополнительных ассигнований). Ходатайство Д.А. Толстого поддержал Комитет министров, одобрил Император. Временное положение 14 августа 1881 г. предоставило местным властям при чрезвычайной ситуации право закрытия учебных заведений. Автономия вузовской науки практически уничтожалась: возросла роль министра, попечителя, значительно сузились функции советов, они реже собирались, почти лишались права голоса при определении профессоров на вакантные кафедры. В этот период утвердился взгляд на университетского профессора как на должностное лицо, прежде всего «благомыслящее», и на необходимость не науки вообще, а только «здравой и полезной», соответствующей требованиям государства. Повысилась плата за обучение в университетах, ужесточался контроль над студентами.

В 1880 г. была создана Комиссия по переработке университетского устава во главе с И.Д. Деляновым, который «целою комиссию объезжал университеты, выслушивал поочередно мнения каждого из профессоров, бумаги исписано было невероятное количество». В феврале того же года Д.А. Толстой внес выработанный этой Комиссией проект нового устава на рассмотрение Государственного Совета.

Однако обстановка в стране на тот момент не благоприятствовала претворению в жизнь данных намерений. После покушения на императора Александpa II 5 февраля 1880 г. наступил период диктатуры М.Т. Лорис – Меликова, сочетавшей полицейские меры с некоторыми уступками. В этих условиях подготовка контрреформы была приостановлена. Одной из уступок, которые правительство сделало обществу, была отставка Д.А. Толстого с поста министра народного просвещения вследствие «крайнего раздражения общества, особенно отцов и матерей, на министра народного просвещения».

К активному обсуждению проекта нового университетского устава, разработанного Комиссией И.Д. Делянова, приступили в конце 1882 г. Деятельное участие принял и Д.А. Толстой, назначенный в марте 1882 г. министром внутренних дел. Это назначение в обществе расценивалось как открытое проявление реакционного курса, намеченного, но сразу же не осуществленного манифестом Александра III от 29 апреля 1881 г. «По общему мнению, теперь должна была наступить диктатура не сердца Лорис-Меликова, а совсем другого рода, которая укрепляет власть и суровыми мерами положит конец всем неприглядным явлениям в нашей общественной жизни».

План реформирования высшей школы России предусматривал, прежде всего, введение нового университетского устава и пакета смежных нормативных документов. Проект общего Устава российских университетов внес на рассмотрение Государственного совета 30 ноября 1882 г. И.Д. Делянов, назначенный в марте того же года министром народного просвещения. В нем были учтены принципиальные замечания Д.А. Толстого по реорганизации экзаменационной системы в вузах: каждый выпускник должен сдавать государственные экзамены, которые могут реально показать профессиональные качества специалиста. Государственные экзамены должны были принимать не профессора университетов, а чиновники из министерства и другие специалисты в составе особых комиссий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека. Образование – культура – здоровье являются фундаментально ...

Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда ...

Содержание функций деятельности социального педагога школы
Содержание работы социального педагога в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность по сути представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите л ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru