Анализ функции дискриминанты

Страница 5

Схема 1

O1 ´ O2 } G1

Эта схема обычно называется схемой с единственной экспериментальной группой, в которой используются пред- и пост-тесты. Схема предусматривает повторение экспериментальных воздействий на одних и тех же испытуемых (см. первую строчку в Схеме Соломона). При этом, независимо от количества экспериментальных воздействий, исследователь должен проводить пред- и пост-тест. Например, в случае терапии по снятию фобий исследователь должен тестировать интенсивность избегания насекомых как до, так и после десяти психотерапевтических занятий. Если при сравнении результатов пред- и пост-тестов отмечается значимая разница, то исследователь может предположить, что произошло снижение (или усиление) страха к насекомым, но не может с полной уверенностью утверждать, что это произошло вследствие психотерапевтического воздействия.

Эта схема допускает выводы, справедливые статистически, но не дает гарантии в плане внутренней валидности. Действительно, изменение страха к насекомым могло бы произойти с равной вероятностью за счет таких факторов, как история, созревание, изменение инструмента измерений, регрессия к среднему и смертность.

Наконец, наиболее простой и наиболее неэффективной схемой исследования является следующая:

Схема 2

´ O1 } G1

Данная схема называется схемой с единственной группой и единственным пост-тестом. Рассмотрим в качестве примера терапию по устранению страха к насекомым. Если экспериментатор не располагает дополнительной информацией, то исследование, проведенное по данной схеме, мало информативно, так как после терапии пост-тест применяется только в одной группе. Исследователь не имеет достаточных оснований для того, чтобы определить психотерапия или что-то другое повлияло на снижение страха к насекомым, поскольку отсутствуют элементы, на которых может базироваться случайное вмешательство, и отсутствуют какие-либо доказательства изменения зависимой переменной (страх к насекомым). Причиной неинформативности этой схемы является тот факт, что, в отличие от других предэкспериментальных схем, она не предусматривает измерения исходного параметра. Исследователю не с чем сравнить результаты теста. Таким образом, мы имеем дело со схемой, которую невозможно интерпретировать. Результаты такого исследования могут быть использованы в особых случаях, когда исследователь располагает информацией, которая была получена независимо от рассматриваемого исследования. На основании данной информации можно интерпретировать результаты исследования.

Итак, необходимо подчеркнуть, что не существует идеального эксперимента. Однако имеются некоторые требования к исследованию, соблюдение которых является обязательным. Прежде всего это наличие контрольной группы, с результатами которой можно сравнивать результаты, полученные в экспериментальной группе. Кроме того, это использование R-метода, то есть метода случайного отбора испытуемых, или использование М-метода, то есть метода парности, для приписывания испытуемых к контрольной и экспериментальной группам.

Другие методы исследования

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Смотрите также:

Функционирование образовательных систем в рамках единого образовательного пространства
Создание единого образовательного пространства диктуется теми объективными процессами, которые происходят ныне в мировом сообществе, предполагающими необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических и других пространств, что становится важным, системообразу ...

Опасности современной культуры
В главе «Опасности современной культуры» Э. Дюбуа-Реймон рассматривает основные проблемы с которыми сталкивается культура. В чем видит он ту «опасность для развития культуры», которая побуждает его быть горячим сторонником образовательных реформ? «Опасность, - пишет он, - о которой здесь должна быт ...

Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в совместной согласованной работе по переработке и получению информации; объединяет весь получ ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru