О независимых переменных необходимо сообщить: экспериментальными они были или дифференциальными. В случае независимых экспериментальных переменных необходимо сказать, варьировались ли они, а также какие аспекты процедур и какие именно независимые переменные могут снизить внешнюю валидность исследования.
Излагая результаты исследования, необходимо отразить тот факт, соблюдались ли принципы проведения статистического анализа теста. Необходимо последовательно описать процедуру статистического анализа и указать уровень значимости результатов. Если результаты не являются значимыми, следует обязательно отметить это, поскольку это важный статистический результат.
В заключении необходимо указать, какая из переменных влияет на другие, но при этом надо быть осторожным в выводах, так как не все виды статистического анализа позволяют однозначно утверждать это. В заключении также приводятся возможные альтернативные объяснения результатов.
“Венец дерзания и помыслов заря – наука! Ключи познания к воротам бытия – наука!”
Эта книга рождалась долго по многим причинам. В начале 90-х годов она не была бы принята, т.к. на социально-педагогическую диагностику многие педагоги смотрели как на раздел общей педагогики и не видели в ней самостоятельного направления педагогики.
В середине 90-х изменилась ситуация в самой педагогике и проблема диагностики стала актуальной и интересной для многочисленных педагогов-исследователей.
Эта книга одна из первых, которая систематизирует подходы к исследованию социально-педагогических процессов на основе единой методологии, которой является теория измерения.
Я попытался в этой книге изложить в перечне основные методы, которые сегодня наиболее используемы в исследованиях.
К сожалению, меня сильно ограничивал объем, т.к. убежден, что многотомное исследование мало кто читает, а толковый читатель прекрасно использует указанную литературу. Отсюда мое мнение, что заинтересованному читателю достаточно сжатого изложения материала, что можно объяснить, во-первых, тем, что существует огромное количество литературы, где многие статистические методы исследования описаны самым подробным образом. Во-вторых, я пришел к необходимости написать монография в двух частях, обобщающую основные принципы и методы измерения в социальной педагогике, в которой сделал попытку обозначить принципиальные подходы к организации диагностического исследования в достаточно кратком изложении. Насколько это правильно и удачно получилось – судить читателю.
К сожалению, эта книга завершает целое направление диагностики, построенное на использовании математической статистики, которая в социальных науках сначала произвела настоящую революцию, а сегодня, к сожалению, не имеет дальнейшего развития. Чтобы пояснить эту мысль приведу такой пример: классическая механика прекрасно описывает поведение тел, двигающихся с небольшими скоростями, но не способна описать процессы, происходящие во время движения со скоростями близкими к скорости света. Для этого потребовалась другая теория, другая математика и другая физика. Так и с социальной педагогикой, для которой в 21 веке нужна другая философия, методология, математика и диагностика.
Роль учителя
Каковы цели обучения? Чему мы должны научить ученика? Упрощенное представление таково: ученик обязан усвоить программный материал. А что значит усвоить? Выучить? Запомнить? Ответить по учебнику? Воспроизвести то, что сохранила память? Память изменчива. Сегодня запомнил, завтра забыл. Спросите учите ...
Физиологические механизмы развития тактильного восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения в сознании человека совокупности свойств предмета или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). В восприятии отражаются предметность, целостность, структурность, осмысленность предмета и др. Восприятие дошкольника – эт ...
Изучение особенностей развития детско-родительских отношений в
неблагополучной семье
Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в неблагополучных семьях.Задачи:
1. Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах, содержании и методах воспитания детей.2. Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.3. Выяснить родительско ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.