Как уже отмечалось, между учащимися младшего подросткового возраста (10—11лет) и подростками (12—15 лет) много общего, но имеются и существенные различия, начиная с 7-го класса у них проявляется стремление к самостоятельности, самоутверждению, негативное отношение к прямым требованиям, принуждению. Все больше формируется избирательный познавательный интерес, но вместе с тем наблюдаются также случаи спада интереса, формального отношения к учебе. Говоря иначе это возраст острых противоречий, что требует от учителя особенно большого педагогического такта и методического мастерства. Если на начальной ступени можно говорить о преобладании благоприятных факторов для овладения иностранным языком, имея в виду условия обучения в целом, то на средней ступени условия с каждым годом становятся все сложней. И дело не только в уменьшении сетки часов. На средней ступени обучения учителю приходится бороться с двумя группами проблем:
сохранением мотивации и интереса к учебному предмету, которые весьма интенсивно начинают ослабевать из-за малой ощутимости результатов трудоемкости всего процесса обучения;
сохранением приобретенных на начальной ступени знаний, навыков и умений, которые тоже начинают интенсивно «затухать».
Таким образом, со второго года обучения перед учителем все время стоят эти проблемы, причем помимо тех, которые возникают на каждом следующем году обучения по реализации новых целей и задач. В этом одна из отличительных особенностей средней ступени обучения. Другая ее особенность в том, что здесь можно наметить следующие тенденции в организации обучения:
1) возрастающую роль самостоятельной работы учащихся;
2) большую опору на вербальную наглядность (ситуацию, контекст);
3) уменьшение длительности устного опережения, широкое использование зрительных опор;
4) увеличение количества парных и групповых форм работы;
5) большее сочетание урочной и внеурочной работы и в целом речевой деятельности с другими видами деятельности: предметно-практической, игровой.
На данном этапе учитель должен сформировать у учеников следующие умения: выделять смысловые вехи, определять смысловой центр текста, отделять основную информацию от второстепенной, удерживать в памяти основную мысль предложения, определять тему сообщения, разделять текст на смысловые отрезки, устанавливать факты сообщения, логические связи между фактами, выделять главную мысль, определять отношение автора к излагающим фактам. Длительность аудирования не должна превышать трех минут звучания при естественном темпе речи. На этом этапе следует научить детей определять коммуникативные намерения говорящего и умение реагировать на него. Существуют пять умений, которые характеризуют аудирование:
1) умение произносить;
2) извлекать информацию из текста;
3) составлять общие представления об услышанном;
4) распознавать отношение говорящего к предложению;
5) понимать значение незнакомых слов;
Учитель должен подготовить иноязычный текст, при котором рекомендуют следующее этапы:
- подбор материала;
- анализ смысловой структуры текста;
- создание в тексте опор на знакомую информацию;
- работа над языковым материалом текста;
- отбор слов и грамматических явлений;
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Полезно объединять детей вокруг де ...
Цели, задачи и функции элективных курсов
Цель изучения элективных курсов как составляющей предпрофильной подготовки заключается: в оказании учащимся психолого-педагогической поддержки в выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства; в создании условий для подготовки подростков к социальному, про ...
Урок как основная форма организации обучения в школе
Урок — основная структурная единица учебного процесса в школе. Она характеризуется постоянным составом обучаемых групп, относительно стабильным составом педагогов, предметной системой обучения и относительной структурной законченностью определенного цикла обучения (проверка пройденного, изучение но ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.