Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка

Педагогика » Формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе » Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка

Страница 1

Умение работать с текстом – важное общеучебное умение, характеризующее не только уровень функциональной грамотности, но и культуры человека вообще.

Учителя начальных классов формируют текстовые умения своих учащихся с помощью проведения таких видов работы как сочинение и изложение.

Сочинение – это упражнение о самостоятельном, связном выражение мысли на заданную (или избранную) тему в письменной форме.

Изложение — творческая работа, заключающаяся в устном или письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста.

Для того, чтобы показать, как учителя начальных классов формируют и развивают текстовые умения своих учеников мы приведем несколько конспектов уроков.

Негорожина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Ягринская гимназия", г. Северодвинск о работе по развитию речи и текстовых умений пишет:

«Уроки развития речи в начальной школе всегда оказываются трудными для учителя и неинтересными для учеников. Почему? Согласно общепринятым установкам сначала разрабатывают план будущей работы, затем ученики пишут изложение или сочинение и сдают на проверку учителю. Проверив работы, учитель выставляет оценки и в качестве образца зачитывает лучшие работы всему классу. При этом другие ученики оказываются обойденными. Используя приемы и стратегии развития критического мышления через чтение и письмо, я помогаю ученикам почувствовать себя писателями.»

Такой вид работы Негорожина Н. А. называет направляющим изложением.

Приведем конспект ее урока.

Тема урока: Изложение по самостоятельно составленному плану.

Цели урока:

познакомить с содержанием текста;

учить работать с текстом;

учить самостоятельно составлять план текста;

развивать умения рассуждать, высказывать свои предложения, аргументировать свой ответ, выслушивать своего товарища.

Ход урока:

I Оргмомент.

II Чтение и анализ текста.

Алешина яблоня.

Перед самой войной посадил Алеша яблоню. С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт. А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками.

Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню. Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево. Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

1. Предположения по заголовку.

Ученикам предлагается прочитать часть заголовка: “яблоня”. Ответьте на вопрос: “О чем может быть текст?”.

– Прочитайте теперь название текста. О чем будет текст?

2. Работа со вступлением.

Перед самой войной посадил Алеша яблоню.

– Что узнали из предложения?

– А что могло быть дальше с Алешей?

– Что могло произойти на фронте?

С фронта он не вернулся. Погиб в боях за город Будапешт.

– Что могло произойти с яблоней?

А яблоня жила. Каждый год на ней созревали вкусные сладкие плоды. Мать Алеши – Марфа щедро угощала всех яблоками.

– Что узнали о жизни яблони?

– Обсудите в парах: “Какова главная мысль вступления?”. Самостоятельно озаглавьте вступление.

– Обсудите свои заголовки в четверках, если есть необходимость, исправьте свои записи.

3. Осмысление основной части.

− Что стало с яблоней дальше?

– С каких слов может быть начата основная часть?

Но выдалась лютая зима. Морозы сожгли яблоню.

– Что значить “лютая зима”? Как сказать иначе “морозы сожгли яблоню”?

– Как вы думаете, что теперь будет с яблоней? Как поступит Марфа?

Долго не решалась Марфа срубить сухое дерево.

– Почему Марфа долго не решалась срубить яблоню?

– О чем говорит слово “долго”?

Однажды весной она попросила соседа спилить яблоню. Он спилил, но на том же месте посадил новую.

– Смогла ли Марфа срубить яблоню? Почему?

– Как бы поступили вы в этой ситуации?

– Почему сосед спилил яблоню и посадил новую?

– Каким вы представляете соседа?

4. Работа с заключением.

– Как бы вы закончили этот текст?

Как была обрадована бабушка Марфа, когда увидела молодую яблоньку!

– Почему так радовалась Марфа молодой яблоне?

Целостное восприятие текста (дети читают текст самостоятельно).

5. Составление опоры с использованием “Пирамидной истории”.

На доске дана схема пирамиды:

– Заполним пирамиду по следующим пунктам:

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия дошкольного учреждения в организации досуга детей
Педагогика досуга – учение о досуге как целенаправленно организованной воспитательной деятельности. Предметом педагогики досуга является целенаправленный, воспитательный процесс организации досуговой деятельности детей и перевод ее на более высокий уровень развития. Задачи педагогики досуга: 1) соз ...

Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и сози ...

Взаимодействие между учащимися
Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без н ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru