Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка

Педагогика » Формирование текстовых умений на уроках русского языка в 4 классе » Опыт учителей по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса на уроках русского языка

Страница 2

Имя героя, посадившего яблоню.

Два слова, говорящие о судьбе героя.

Три слова, рассказывающие о судьбе яблони.

Четыре слова, рассказывающие о переменах в жизни яблони.

Пять слов, раскрывающих решение проблемы.

Шесть слов, говорящих о чувствах и состоянии бабушки Марфы.

– Обдумайте текст в группах.

Затем прошли обсуждение вариантов, выборочное чтение ответов на вопросы, орфографическая подготовка, проговаривание текста в группах, письмо и двойная проверка.

Сырова Наталья Ивановна (учитель начальных классов из Иркутской области) предлагает конспект урока по сочинению-описанию на тему «Снег».

Тема. «Подготовка к сочинению-описанию по личным наблюдениям «Снег» .

Цели. Привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать умение строить речь в определенной композиционной форме.

Оборудование. Грамзаписи П.И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; проигрыватель; диапроектор; бумажные снежинки у детей и на доске; рисунок Снежной Королевы; Толковый словарь Г. Леоновича; Орфографический словарь П.И. Грушникова; слайды с репродукциями картин Б. Кустодиева «Масленица», В. Кандинского «Зимний пейзаж», Ф. Васильева «Оттепель», Н. Рериха «Канченджэнга», А. Пластова «Первый снег».

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

− Снежная Королева приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства литературы.

Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь».

– О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка – все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью «зимних» или «белых» слов. Какое же слово главное, с чего начинается зима?

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Покружились звездочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке.

Дети. Снег.

III. Сообщение темы урока

− Да, это все о нем, о снеге. Именно ему будет посвящен наш урок.

IV. Работа по теме урока

В народном творчестве многих стран – в песнях, сказках – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

− Давайте подберем звуки к снегу.

− А музыкальный характер – это танец, песня или марш?

− А какой танец?

− Сейчас вы послушаете «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал Петр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идет снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.

Какое настроение у вас после прослушивания музыки? Как падал снег?

Далее учитель демонстрирует репродукции различных картин с зимними пейзажами, дети говорят, с помощью каких цветов изображен снег.

V. Словарная работа

− Какие прилагательные можно подобрать для описания снега?

– Много мы узнали, вспомнили о снеге. А теперь мне бы хотелось узнать, какое настроение у вас создает снег?

– Итак, снег бывает разный, и настроение у разных людей он может вызвать разное.

– Попробуйте про снег рассказать так, чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает. Чтобы более стройно, логично, красиво организовать ваши мысли, пользуйтесь планом, по которому будете писать сочинение.

На доске:

I. Вступление

«Здравствуй, гостья-зима!»

II. Основная часть

«Снег да снег кругом .»

Снежное покрывало

Снег: цвет, запах, характер.

III. Заключительная часть

Чем хорош снег?

Выслушиваются 4–5 рассказов учащихся.

VI. Написание сочинения

Дронина Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №74 Заельцовского района предлагает конспект 2-х уроков, тема которых – сочинение по картине. На первом уроке анализируется картина:

Скажите, какое время года изображено?

- Но не только весной деревья бывают без листьев, солнышко светит в любое время года, а радостное настроение мы испытываем и при виде первого снега. Почему же мы говорим именно о весне?

- Как бы вы назвали картину?

- Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода».

Давайте подумаем, почему он назвал ее именно так, а не «Весна. Наводнение»?

- Как вы думаете, что за строения оказались в воде? Почему только они? Очевидно, люди неправильно их построили — слишком близко к воде? Это, наверное, бани. Их строят близко к реке. Их затопляет только тогда, когда река разливается очень широко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Структура и уровни социально-педагогической диагностики
“Но для бездны, где летят метеоры Ни большого, ни малого ” Н. Заболоцкий Общая теория диагностики выделяет три ее аспекта – семиотический, технический и логический. Очевидно, что эти аспекты имеют место и в педагогической диагностике. Семиотический аспект предполагает, что исследователь, приступающ ...

Воспитательная работа
Воспитательной и внеклассной работе в учебных заведениях посвещенно много научных исследований и методических разработок. Эта сторона педагогической деятельности очень важна, характеризуется разнообразием форм. Направления внеклассной деятельности могут быть самыми разнообразными: изучение истории, ...

Нормативно-правовые основы выбора методов обучения
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образо ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru