За 3 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 4 ч?
Два петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?
До сих пор мы рассматривали задачи, в которых отношение двух неизвестных значений одной величины было целым числом. В следующих задачах оно часто выражается дробью. Как и раньше, здесь следует постоянно задавать вопрос: «Во сколько раз увеличилась (уменьшилась) величина?»
Из «Арифметики» А.П. Киселева. 8 аршин сукна стоят 30 р. Сколько стоят 15 аршин этого сукна?
Со скоростью 80 км/ч товарный поезд прошел 720 км. Какое расстояние пройдет за это же время пассажирский поезд, скорость которого 60 км/ч?
За одно и то же время токарь обтачивает 6 деталей, а его ученик – 4 детали.
Сколько деталей обточит ученик за то же время, за которое токарь обточит 27 деталей?
Сколько времени потратит ученик на задании, которое токарь выполняет за 1ч?
После изучения основных понятий в этих темах («Пропорции», «Прямая и обратная пропорциональности»), учащиеся решают соответствующие задачи.
Подготовительные упражнения
Рассмотрим некоторые подготовительные упражнения, которые можно давать учащимся, чтобы сформировать у них навыки и умения устанавливать зависимости между величинами.
1. Какую часть одно число составляет от другого?
а) 4 от 20; б) 7 от 15; в) 10 от 20; г) 13 от 21
2. Найдите отношения и придумайте отношения, значения которых равны заданным:
а) 25 к 5; б) 0,25 к 0,55; в) 1,37 к 1,3; г) 6 к 27
3. Что показывает отношение:
а) пути, пройденного автомобилем, ко времени его движения;
б) числа деталей ко времени из изготовления;
в) стоимости купленных апельсинов к их массе?
4. Дана пропорция, найти выражение, которое не является пропорцией, выведенной из данной:
1) а : 20 = 4 : 8
а : 4 = 20 : 8;
8 : 20 = 4 : а;
20 : а = 4 : 8;
20 : а = 8 : 4.
2) 8 : 21 = b : 30
b : 21 = 30 : 8;
8 : b = 21 : 30;
8 : 30 = b : 21;
8 : 21 = 30 : b.
Проверьте, используя основное свойство пропорции, следующие равенства. Какие из них являются пропорцией, а какие нет?
а) 4 : 3
= 36 : 26
б) =
в) 2 : 9 = 1 : 39
г) =
д) 3 : 7,5 = 2,5 : 6
Какова зависимость между:
временем и скоростью движения при постоянном пути?
количеством тракторов и числом дней, за которые они вспашут поле?
Установите зависимость:
За х кг апельсинов заплатили p рублей. Как изменится стоимость покупки, если массу апельсинов увеличили в 5 раз; уменьшили в 2 раза?
Расстояние от деревни до города велосипедист проехал за 3 часа.
За сколько часов это расстояние пройдет пешеход, скорость которого в 3 раза меньше скорости велосипедиста?
За сколько часов это расстояние пройдет мотоциклист, скорость которого в 5 раз больше скорости велосипедиста?
При решении этих задач учащиеся повторят, что такое отношение, как оно составляется, понятие пропорции, ее свойства, установление прямой или обратной пропорциональности между величинами.
Понятно, что если в задаче говорится о двух величинах, то краткая запись будет выглядеть следующим образом:
I вел. – II вел.
Изменение I вел. – II вел.
При этом проверяется зависимость первой величины от второй или наоборот. Если при увеличении / уменьшении первой величины в n раз, во столько же увеличится / уменьшится II величина, то это прямая пропорциональность.
Обозначение вводится с помощью стрелочек, которые «смотрят» в одну сторону.
I вел. – II вел.
Понятие преемственности
Понятию преемственность дается множество определений, приведем несколько из них: Преемственность предполагает целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленный ...
Из истории развития письменности и правильному грамотному письму
Методика обучения грамотному письму формировалась в XVIII-XIX вв. первоначально на традициях письма, постепенно накапливалась теория, создавались научно-лингвистические основы. Первые шаги в этом важном деле сделал М.В.Ломоносов, создатель «Российской грамматики» (1757 г.) Он систематизировал прави ...
Реализация программы по использованию элементов технологии развития
критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках
немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.