За 3 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 4 ч?
Два петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят пять петухов?
Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?
До сих пор мы рассматривали задачи, в которых отношение двух неизвестных значений одной величины было целым числом. В следующих задачах оно часто выражается дробью. Как и раньше, здесь следует постоянно задавать вопрос: «Во сколько раз увеличилась (уменьшилась) величина?»
Из «Арифметики» А.П. Киселева. 8 аршин сукна стоят 30 р. Сколько стоят 15 аршин этого сукна?
Со скоростью 80 км/ч товарный поезд прошел 720 км. Какое расстояние пройдет за это же время пассажирский поезд, скорость которого 60 км/ч?
За одно и то же время токарь обтачивает 6 деталей, а его ученик – 4 детали.
Сколько деталей обточит ученик за то же время, за которое токарь обточит 27 деталей?
Сколько времени потратит ученик на задании, которое токарь выполняет за 1ч?
После изучения основных понятий в этих темах («Пропорции», «Прямая и обратная пропорциональности»), учащиеся решают соответствующие задачи.
Подготовительные упражнения
Рассмотрим некоторые подготовительные упражнения, которые можно давать учащимся, чтобы сформировать у них навыки и умения устанавливать зависимости между величинами.
1. Какую часть одно число составляет от другого?
а) 4 от 20; б) 7 от 15; в) 10 от 20; г) 13 от 21
2. Найдите отношения и придумайте отношения, значения которых равны заданным:
а) 25 к 5; б) 0,25 к 0,55; в) 1,37 к 1,3; г) 6 к 27
3. Что показывает отношение:
а) пути, пройденного автомобилем, ко времени его движения;
б) числа деталей ко времени из изготовления;
в) стоимости купленных апельсинов к их массе?
4. Дана пропорция, найти выражение, которое не является пропорцией, выведенной из данной:
1) а : 20 = 4 : 8
а : 4 = 20 : 8;
8 : 20 = 4 : а;
20 : а = 4 : 8;
20 : а = 8 : 4.
2) 8 : 21 = b : 30
b : 21 = 30 : 8;
8 : b = 21 : 30;
8 : 30 = b : 21;
8 : 21 = 30 : b.
Проверьте, используя основное свойство пропорции, следующие равенства. Какие из них являются пропорцией, а какие нет?
а) 4 : 3 = 36 : 26
б) =
в) 2 : 9 = 1 : 39
г) =
д) 3 : 7,5 = 2,5 : 6
Какова зависимость между:
временем и скоростью движения при постоянном пути?
количеством тракторов и числом дней, за которые они вспашут поле?
Установите зависимость:
За х кг апельсинов заплатили p рублей. Как изменится стоимость покупки, если массу апельсинов увеличили в 5 раз; уменьшили в 2 раза?
Расстояние от деревни до города велосипедист проехал за 3 часа.
За сколько часов это расстояние пройдет пешеход, скорость которого в 3 раза меньше скорости велосипедиста?
За сколько часов это расстояние пройдет мотоциклист, скорость которого в 5 раз больше скорости велосипедиста?
При решении этих задач учащиеся повторят, что такое отношение, как оно составляется, понятие пропорции, ее свойства, установление прямой или обратной пропорциональности между величинами.
Понятно, что если в задаче говорится о двух величинах, то краткая запись будет выглядеть следующим образом:
I вел. – II вел.
Изменение I вел. – II вел.
При этом проверяется зависимость первой величины от второй или наоборот. Если при увеличении / уменьшении первой величины в n раз, во столько же увеличится / уменьшится II величина, то это прямая пропорциональность.
Обозначение вводится с помощью стрелочек, которые «смотрят» в одну сторону.
I вел. – II вел.
Организация работы по формированию текстовых умений учащихся 4-го класса
Формирование текстовых умений учащихся начальных классов на уроках русского языка осуществляется при помощи таких видов работ по развитию речи как сочинение и изложение. В предыдущем параграфе мы привели конспект урока направляющего изложения учителя начальных классов Негорожиной Н. А. Вот что она ...
Основные направления работы с детьми девиантного
поведения в государственных учреждениях
Создание целостной системы профилактики и реабилитации детей и подростков девиантного поведения является сегодня проблемой государственной значимости. Указом Президента РФ (№1338 от 06.09.1993 г)"О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" создается ...
Возможности развития критического мышления учащихся на уроке иностранного
языка
Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного язы ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.