Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в начальной школе № 618 в 3 "А" и 3 "В" классах. В эксперименте принимали участие 45 учеников.
1. Выявление уровня орфографической грамотности учащихся в словах с непроверяемыми написаниями
(констатирующий эксперимент)
В ходе нашего исследования был проведён констатирующий эксперимент, основными задачами которого было:
выявление уровня орфографической грамотности в словах с непроверяемыми написаниями в контрольном и экспериментальном классах;
установление основных причин орфографических ошибок учащихся.
Для установления уровня орфографической грамотности учащихся к моменту обучающего эксперимента нами был проведён словарный диктант.
В словарный диктант вошли следующие 15 слов с непроверяемыми орфограммами, предназначенные для обязательного запоминания в начальной школе и изученные учащимися: лопата, воробей, тетрадь, аллея, библиотека, животное, вагон, дежурный, помидор, впереди, морковь, вчера, деревня, заяц, земляника.
Все эти слова могли бы быть проверены учащимися на основе знаний этимологии данных слов, но этимологический анализ в данных классах не проводился; словарно-орфографическая работа была ориентирована на механическое запоминание правописания "трудных" слов.
Результаты проведённой работы представлены в таблицах № 1,2.
Таблица № 1
Результаты диктанта в 3 "А", контрольном, классе
|
№ |
Уч-ся 3 "А" |
Кол-во орфографических ошибок в словах с непроверяемыми орфограммами | |||||||||||||||
|
имя |
л о п а т а |
в о р о б е й |
т е т р а д ь |
а л л е я |
б и б л и о т е к а |
ж и в о т н о е |
в а г о н |
д е ж у р н ы й |
п о м и д о р |
в п е р е д и |
м о р к о в ь |
в ч е р а |
д е р е в н я |
з а я ц |
з е м л я н и к а |
Кол-во ошибок у уч-ка | |
|
1 |
Марк Ш. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
2 |
Алёша К. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
3 |
Андрей И. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
4 |
Валя Т. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
5 |
Вика Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
6 |
Платон М. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
7 |
Дима О. |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
8 |
Наташа С. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
9 |
Ванаг Д. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
10 |
Дарина Л. |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
|
11 |
Артур У. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
12 |
Рита М. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
13 |
Влад Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
14 |
Надя Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
15 |
Стефа В. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
16 |
Анна Е. |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
17 |
Гоша Г. |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
18 |
Аня К. |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
19 |
Лиза С. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
20 |
Алексей М. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
21 |
Лёша К. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
|
22 |
Маша Б. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
23 |
Саша П. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
|
24 |
Филипп К. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
|
Кол-во учащихся |
Количество ошибок в каждом слове |
Общ. кол-во ошибок | |||||||||||||||
|
24 |
2 |
0 |
0 |
5 |
3 |
0 |
3 |
0 |
1 |
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
19 | |
Понятия числа
Преподавание вопросов связанных с развитием учения о числе учитель строит таким образом, чтобы ясна была связь понятий равенства, сумма и произведение, с одной стороны, и понятие числа, с другой. Таким образом, для того чтобы новые числа были равноправными, необходимо введение определения: понятие ...
Использование информационных технологий мультимедиа на уроках
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимеди ...
Развитие детского коллектива
Детские коллективы создаются естественным путем из детей, объединенных поначалу внешними обстоятельствами, таковы класс, кружок, спортивная секция или команда, отряд в летнем лагере. Вместе с тем, поскольку это происходит в образовательных учреждениях, есть возможность и необходимость сознательно с ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.