Составление информационных дископрограмм, подбор критического и музыкального материала – одна из функций учителя, руководящего самостоятельной работой учеников. Комментарии об исполнителе, композиторе, стиле музыки и т. п. могут сопровождать как танцевальную музыку, так и сами танцы. Такие комментарии не должны быть обширными. Их объем для всей программы достаточен в пределах 20-30 минут, при этом текст комментариев желательно распределять так, чтобы между музыкальными композициями его было на 3-4 минуты. Текст должен состоять из фактического материала, а не абстрактных рассуждений и восторженных эпитетов. Материал комментариев необходимо подбирать как с учетом социологического фактора (возраст школьников, местность), так и апперцептивного (четкий план, определение кульминации).
В программе вечера целесообразно сочетание западной и отечественной музыки. Естественно, с учетом развлекательности мероприятия для информационной его части более оправдан выбор темы и музыки из области «легкого» жанра или «третьего направления» (эстрадно-джазовые обработки классических или народных тем).
Для «заседаний» музыкального клуба, в частности, для «информационных дископрограмм» приемлема, например, следующая тематика:
Музыкальная эстрада страны (России, Франции, США, Италии и т. п.).
История джаза (американский джаз, отечественный джаз, классика джаза, джазовые исполнители и т. п.).
«Билтз»: история и современность.
искусство современных бардов.
Творческий портрет композитора (М. Таривердиева, А. Рыбникова, Р. Паулса, Б. Гребенщикова, А. Макаревича и др.).
Творческий портрет певца (певицы).
Творческий потрет ансамбля (группы, оркестра).
Рок-музыка: стиль и культура.
Рок-музыка: история направлений.
Фольклор в современных ритмах.
Классика в современных ритмах.
Мюзикл и рок-опера.
Что мы танцуем?
Дискотека: общение или разобщение?
Новые аудиозаписи (певца, группы, джазового ансамбля).
Новые видеоклипы.
В сегодняшнее время популярной формой проведения досуга подростков и старшеклассников стала дискотека. Это объясняется прежде всего тягой молодежи к легкой музыке, под которую можно танцевать и веселиться. Синхронность музыки с яркими, многоцветными огнями, усиливающими энергию ритма, способствует созданию приподнятого настроения. В настоящее время накоплен опыт использования дискотек для развития познавательных интересов в области музыки. Наиболее благоприятные условия для реализации этих целей создаются в школьной или классной дискотеке, где существует постоянный контингент ее участников. Зная подростков и старшеклассников, их способности и склонности, можно планомерно развивать музыкальные интересы и формировать убеждения учащихся.
Безусловно, многое зависит от умелой организации дискотек. К их подготовке привлекаются школьники, имеющие разнообразные художественные и технические интересы. Ведь планирование, составление сценариев, режиссура, подбор музыкального материала, а также техническое оснащение (звуко- и светотехника) требуют проявления инициативы и самостоятельности учащихся. Помогая им, учитель должен гибко руководить совместной работой, т. е. уметь учитывать интересы ребят и оказывать на них непосредственное и косвенное положительное влияние. Только последовательная и целенаправленная работа может принести ощутимые результаты в музыкальном развитии школьников.
В организации дискотек большое значение придается ведущему. Ему необходимо обладать способностью непринужденного общения, умением увлекательно рассказывать о музыке, композиторах. Сама фигура ведущего дискотеки быстро становится популярной, а его вкусы формируют отношение всех участников к воспринимаемым музыкальным произведениям.
Важно, чтобы дискотеки не были похожи одна на другую. Например, они могут посвящаться новой эстрадной музыке, знаменательным датам, известным рок-группам, творчеству отдельных композиторов. Формы дискотек также различны: диско-танцзал, диско-театр, и др. Хорошо, если на дискотеках постоянно стимулируется познавательная активность школьников, развертываются диспуты и дискуссии, проводятся конкурсы и викторины, направленные на воспитание интересов и взглядов ее участников.
Одной из форм внеклассной работы в школе может быть организация вокально-инструментального ансамбля, рок-группы. Интерес подростков к ним объясняется многими причинами. Это прежде всего безудержное желание следовать моде, позволяющее чувствовать себя «современным человеком» и утверждаться среди сверстников. Кроме того, популярная музыка доступна для восприятия и привлекает своей внешней оригинальностью. Подчас подростков увлекает сам процесс игры, а не художественные произведения, что отрицательно сказывается на формировании их вкусов, а интересы ограничиваются лишь пустым подражанием популярным рок-группам. Увлечение модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное духовно обедняет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.
Содержание и основные направления экспериментальной работы по обучению
грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи
Целью формирующего эксперимента была разработка системы коррекционно-педагогической работы по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи. В основу разработанной нами системы обучения грамоте был положен звуковой метод обучения чтения Д.Б. Эльконина. Основные особенности использования ...
Истоки современной науки
Автор говорит о том, что в эпоху возрождения с новой силой развивается наука и культура, человечество заново переосмысливает научные труды античности. Эпоха Возрождения воплотила мечты христианского Запада о свободе, вернула радостный взгляд язычества на окружающий мир, и человечество признала в ка ...
Особенности коммуникативно-направленного подхода в обучении английскому
языку
Исходя из того, что развитие коммуникативной компетенции является основой содержания обучения иностранному языку, и что коммуникативная компетенция может быть сформирована только при условии сбалансированного, равномерного функционирования абсолютно всех ее структурных компонентов, необходимо опред ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.