Социально-педагогические аспекты школьной адаптации

Страница 4

Так же проблемы в адаптации первоклассников к школьной жизни могут быть вызваны их неумением приспосабливаться к ее темпу.

Анализ психолого-педагогической литературы показал что, переход ребенка из дошкольного учебного заведения в школу является для него очень сложным и, в некоторой степени, травматичным моментом. Меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром. На место игре приходит учебная деятельность, которая требует значительных умственных, физических и психологических нагрузок.

Социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Наиболее полную характеристику социального аспекта адаптации дала В.М. Сафронова.

Школьная адаптация является одной из сфер социальной адаптации. Адаптация первоклассника к школьной жизни – это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоению правил и норм школьной жизни, формированию внутренней позиции школьника.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Исследованием феномена дезадаптации занимались такие авторы как М.М Безруких, В.Е. Каган, Ю.А. Александровский и многие другие.

Нарушение адаптивных процессов могут быть вызваны следующими факторами:

§ Психологической не готовностью ребенка к обучению в школе;

§ Недостаточной или чрезмерной интеллектуальной подготовкой ученика;

§ Кризисом семи лет (утрата детской непосредственности, протест и неприятие всего того, что говорят взрослые и т.д.);

§ Проблемами в сфере межличностных отношений в классном коллективе (с учителем и одноклассниками).

Если ребенок психологически не готов принять на себя новую социальную роль «школьника», он не сможет адаптироваться к школьной жизни. У ученика будет низкая успеваемость, даже если он обладает высоким уровнем интеллектуального развития, будут проблемы в коммуникативной деятельности, школьные правила не будут усвоены.

Недостаточный уровень интеллектуального развития также может помешать благополучно адаптироваться ученику к процессу обучения. Отставание от других учеников может вызвать у первоклассника негативную установку по отношению к учителю (из-за постоянных замечаний), к более успешным одноклассникам. Но и чрезмерная интеллектуальная развитость не может гарантировать прохождения успешной адаптации.

Л.С. Выготский говорил, что кризис семи лет, как правило, сопровождается утратой детской непосредственности, возрастает агрессивность ребенка, он может выражать протест взрослым на каждую их просьбу. Еще одним проявлением данного кризиса может быть кривляние или манерничанье. Все это не может не сказаться на процессе вживания человека в новую социальную среду.

Очень важной является сфера межличностных отношений в группе сверстников. И мы делаем акцент в работе именно на этом аспекте. Для ребенка важно, чтобы его приняли в новом коллективе – коллективе класса. И оценка учителя играет здесь не последнюю роль. Пожалуй, что проблемы в данной сфере жизнедеятельности первоклассников наиболее ощутимо сказываются на процессе адаптации к школе. Отсутствие позитивного контактного взаимодействия с учителем может повлечь за собой негативную установку к школе в целом, и к наиболее успешным сверстникам в частности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Преимущества использования игр в обучении письму в младших классах
Проблемы обучения письменной коммуникации вызывают все больший интерес среди методистов и учителей-практиков. Так, Н.К. Лапшова, рассматривая письмо «как методическую категорию», отмечает, что письмо «всегда было дискриминируемо в учебном процессе как вспомогательный вид речевой деятельности». По е ...

Структура и уровни социально-педагогической диагностики
“Но для бездны, где летят метеоры Ни большого, ни малого ” Н. Заболоцкий Общая теория диагностики выделяет три ее аспекта – семиотический, технический и логический. Очевидно, что эти аспекты имеют место и в педагогической диагностике. Семиотический аспект предполагает, что исследователь, приступающ ...

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств
Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru