Социально-педагогические аспекты школьной адаптации

Страница 4

Так же проблемы в адаптации первоклассников к школьной жизни могут быть вызваны их неумением приспосабливаться к ее темпу.

Анализ психолого-педагогической литературы показал что, переход ребенка из дошкольного учебного заведения в школу является для него очень сложным и, в некоторой степени, травматичным моментом. Меняется вся система отношений ребенка с окружающим его миром. На место игре приходит учебная деятельность, которая требует значительных умственных, физических и психологических нагрузок.

Социальная адаптация - это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Наиболее полную характеристику социального аспекта адаптации дала В.М. Сафронова.

Школьная адаптация является одной из сфер социальной адаптации. Адаптация первоклассника к школьной жизни – это многоплановый процесс, который включает в себя социализацию в группе сверстников, усвоению правил и норм школьной жизни, формированию внутренней позиции школьника.

Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

Наряду с термином «адаптация» широко используется термин «дезадаптация», применительно к детям, испытывающим трудности приспособления к школе. Термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой.

Исследованием феномена дезадаптации занимались такие авторы как М.М Безруких, В.Е. Каган, Ю.А. Александровский и многие другие.

Нарушение адаптивных процессов могут быть вызваны следующими факторами:

§ Психологической не готовностью ребенка к обучению в школе;

§ Недостаточной или чрезмерной интеллектуальной подготовкой ученика;

§ Кризисом семи лет (утрата детской непосредственности, протест и неприятие всего того, что говорят взрослые и т.д.);

§ Проблемами в сфере межличностных отношений в классном коллективе (с учителем и одноклассниками).

Если ребенок психологически не готов принять на себя новую социальную роль «школьника», он не сможет адаптироваться к школьной жизни. У ученика будет низкая успеваемость, даже если он обладает высоким уровнем интеллектуального развития, будут проблемы в коммуникативной деятельности, школьные правила не будут усвоены.

Недостаточный уровень интеллектуального развития также может помешать благополучно адаптироваться ученику к процессу обучения. Отставание от других учеников может вызвать у первоклассника негативную установку по отношению к учителю (из-за постоянных замечаний), к более успешным одноклассникам. Но и чрезмерная интеллектуальная развитость не может гарантировать прохождения успешной адаптации.

Л.С. Выготский говорил, что кризис семи лет, как правило, сопровождается утратой детской непосредственности, возрастает агрессивность ребенка, он может выражать протест взрослым на каждую их просьбу. Еще одним проявлением данного кризиса может быть кривляние или манерничанье. Все это не может не сказаться на процессе вживания человека в новую социальную среду.

Очень важной является сфера межличностных отношений в группе сверстников. И мы делаем акцент в работе именно на этом аспекте. Для ребенка важно, чтобы его приняли в новом коллективе – коллективе класса. И оценка учителя играет здесь не последнюю роль. Пожалуй, что проблемы в данной сфере жизнедеятельности первоклассников наиболее ощутимо сказываются на процессе адаптации к школе. Отсутствие позитивного контактного взаимодействия с учителем может повлечь за собой негативную установку к школе в целом, и к наиболее успешным сверстникам в частности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Особенности подросткового возраста и условий жизнедеятельности в детском доме как предпосылки формирования делинквентного поведения
Подростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Возможности развития критического мышления учащихся на уроке иностранного языка
Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного язы ...

Методика использования комплекса через систему дидактических игр
Дидактические игры — это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний. В процессе дидактических игр дети учатся на практике самостоятельно применять полученные на занятиях знания об окружаю ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru