Социально-педагогические аспекты школьной адаптации

Страница 1

Школа - это не только место, в котором происходит обучением детей. Она является важнейшим институтом социального воспитания.

Как уже говорилось в предыдущем параграфе, при поступлении ребенка в школу происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают педагоги и другие взрослые.

Школа, если ее рассматривать с точки зрения социализации человека, имеет свои особые функции, которые отличаются от образовательных.

К социализирующим функциям школы относятся:

§ Функция эмансипации ребенка от первичной зависимости от родителей и других родственников; эта функция реализуется благодаря тому, что ребенок попадает в систему межличностных отношений, где требуется высокий уровень самостоятельности, а отношение взрослых к нему обусловлено качеством его деятельности (в первую очередь учебной);

§ Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стандартов: нормы школьной жизни соответствуют (а часто являются идентичными) нормам жизни в обществе, а по тому способствуют включению ребенка в систему общественных отношений;

§ Функция социальной дифференциации детей в свете их достижений. Она направлена на распределение детей применительно к ролевой (в том числе профессиональной) структуре взрослого общества в зависимости от их индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, способностей и связана с тем, что в школе ребенок имеет достаточно широкий диапазон социальных отношений с разными людьми, позволяющий апробировать различные социальные роли и разные виды деятельности.

Индивид становится человеком благодаря человеческой общности и вне этой общности его обучение и воспитание невозможно.

На каждом этапе своего развития человек находится в той или иной социальной среде, в которой он общается, взаимодействует со своим окружением. В младшем школьном возрасте – это классный коллектив.

Хоть в младшем школьном возрасте на первом месте и стоит учеба, общение со сверстниками и учителем также является очень важным. Для нормального развития ребенка с самого его рождения общение играет немаловажную роль: с его помощью происходит освоение им окружающего мира.

Благоприятная коммуникативная обстановка позволяет первокласснику успешно адаптироваться, занять достойное социальное положение в классном коллективе и принять на себя новую социальную роль – роль ученика.

Отношения младшего школьника к учителю мало отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его оценки и мнения, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интонациях. И от учителя ждут почти «материнского» отношения. Некоторые дети в начале обучения пытаются поддерживать с учителем тактильный контакт, расспрашивают его о нем самом, делятся своими личными сообщениями, рассматривают учителя как судью и арбитра в ссорах и обидах. В ряде случаев, если отношения в семье ребенка не отличаются благополучием, роль учителя нарастает, и его мнения и пожелания принимаются ребенком с большей готовностью, чем родительские. Общественный же статус и авторитет учителя в глазах ребенка часто бывает выше родительского.

Коллективные связи и отношения между детьми в начальной школе уменьшаются по сравнению с подготовительной группой детского сада.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности, он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Поэтому при проведении социометрических замеров можно обнаружить, что среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Разработка диагностического инструментария выявления уровня сформированности ситуативной связной речи детей среднего дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи
Целью практической части нашего исследования является изучение особенностей развития ситуативной связной речи у детей среднего дошкольного возраста с комплексными речевыми нарушениями, и в соответствии с этим разработать систему работы по формированию данной формы речи. Для этого нами была составле ...

Программа опытно-экспериментальной работы по исследованию модели
Нами были выделены основные этапы опытно-экспериментального исследования: 1. подготовительный; 2. организационный; 3. практико-реализующий; 4. обобщающий и определена последовательность действий по формированию единого социокультурного пространства досугового учреждения: 1. Фиксация субъектами соци ...

Формирование обобщённого образа предмета окружающей действительности на основе осязательного восприятия
При восприятии предметного мира слепые дети дошкольного возраста используют сохранные анализаторы, компенсируя с их помощью недостаток информации, обусловленной отсутствием или значительным понижением зрения. Огромную решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. По выражению Сечен ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru