Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура

Педагогика » Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ » Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура

Страница 1

Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы.

Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований. Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это всё-таки целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Представление о деятельности управления руководителя образовательного учреждения как профессиональной, базирующейся на науке управления образованием, стало формироваться только в 90х годах XX века. Сегодня заведующий дошкольным образовательным учреждением – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. В чём же сущность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении?

Значительная часть исследователей определяет сущность управления через его внутренние и внешние функции.

А.Ф. Пеленёв, основываясь на методологии системного исследования [38, 44], рассматривает управление как целостное единства взаимосвязанных между собой многих компонентов, считая необходимым выделить его состав, структуру, сущность, внешние функции (целевое назначение по отношению к объекту), внутренние функции как субъекта для того, чтобы изучить их по отдельности.

Дошкольное образовательное учреждение, как и всякое другое образовательное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из тесно связанных между собой коллективов – педагогического, медицинского, обслуживающего и детского.

Структура (внутренняя форма системы, представляющая её компоненты и устойчивые взаимосвязи между ними, определение А.Ф. Пеленёва управления в дошкольном образовательном учреждении обычно представлена в виде двух основных подструктур – административного и общественного управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

Опираясь на материалы исследования А.Ф. Пеленёва и используя как основу его таблицу «Схема линейной организационной структуры управления» организационную структуру управления дошкольным учреждением можно представить следующим образом:

Воспитатели

Старший воспитатель (методист, заместитель заведующей)

«Линейная организационная структура обладает рядом привлекательных для управления качеств, обслуживающих её широкое применение, - отмечает А.Ф. Пеленёв. простота, чёткая система взаимных связей по вертикали обеспечивает определённость субординации. Отчётность и ответственность нижестоящих структур и лиц перед из руководителем способствует формированию исполнительской дисциплины, быстроте реакции на практике принятых управленческих решений на любом уровне».

Это неплохой вариант для детских садов с небольшим коллективом сотрудников и детей. У этой иерархической системы, где высший уровень обеспечивает заведующий дошкольным образовательным учреждением, причём необходимо отметить, что его главенствующее положение основано на принципе единоначалия, закреплено и юридически в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, есть свои недостатки. Насколько она эффективна, во многом зависит от деловых качеств и способностей, личного авторитета заведующей дошкольным образовательным учреждением, т.к. единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Воспитание слепоглухонемого ребенка
Воспитание слепоглухонемого ребенка представляет значительно большие трудности и натыкается на большие препятствия, чем воспитание слепого или глухого ребенка. Однако, поскольку замыкающий аппарат нервной системы и психический аппарат при слепоглухоте могут быть не повреждены, такой ребенок все же ...

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Нормативно-правовые основы выбора методов обучения
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образо ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru