Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура

Педагогика » Реализация контрольно-диагностической функции руководителя ДОУ » Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура

Страница 1

Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы.

Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований. Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это всё-таки целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Представление о деятельности управления руководителя образовательного учреждения как профессиональной, базирующейся на науке управления образованием, стало формироваться только в 90х годах XX века. Сегодня заведующий дошкольным образовательным учреждением – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. В чём же сущность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении?

Значительная часть исследователей определяет сущность управления через его внутренние и внешние функции.

А.Ф. Пеленёв, основываясь на методологии системного исследования [38, 44], рассматривает управление как целостное единства взаимосвязанных между собой многих компонентов, считая необходимым выделить его состав, структуру, сущность, внешние функции (целевое назначение по отношению к объекту), внутренние функции как субъекта для того, чтобы изучить их по отдельности.

Дошкольное образовательное учреждение, как и всякое другое образовательное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из тесно связанных между собой коллективов – педагогического, медицинского, обслуживающего и детского.

Структура (внутренняя форма системы, представляющая её компоненты и устойчивые взаимосвязи между ними, определение А.Ф. Пеленёва управления в дошкольном образовательном учреждении обычно представлена в виде двух основных подструктур – административного и общественного управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

Опираясь на материалы исследования А.Ф. Пеленёва и используя как основу его таблицу «Схема линейной организационной структуры управления» организационную структуру управления дошкольным учреждением можно представить следующим образом:

Воспитатели

Старший воспитатель (методист, заместитель заведующей)

«Линейная организационная структура обладает рядом привлекательных для управления качеств, обслуживающих её широкое применение, - отмечает А.Ф. Пеленёв. простота, чёткая система взаимных связей по вертикали обеспечивает определённость субординации. Отчётность и ответственность нижестоящих структур и лиц перед из руководителем способствует формированию исполнительской дисциплины, быстроте реакции на практике принятых управленческих решений на любом уровне».

Это неплохой вариант для детских садов с небольшим коллективом сотрудников и детей. У этой иерархической системы, где высший уровень обеспечивает заведующий дошкольным образовательным учреждением, причём необходимо отметить, что его главенствующее положение основано на принципе единоначалия, закреплено и юридически в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, есть свои недостатки. Насколько она эффективна, во многом зависит от деловых качеств и способностей, личного авторитета заведующей дошкольным образовательным учреждением, т.к. единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Выбор группы респондентов
“Не ждет ли нас теперь другая эра?” И. Бродский Группа респондентов при производстве корреляционного анализа, как и при любом другом психологическом исследовании, должна подбираться с особой тщательностью и, по возможности, представлять из себя случайно сформированную выборку. Респонденты должны бы ...

Роль игры в обучении младших школьников
Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффектив ...

Характеристика пересказа у детей с ОНР III уровня
Нарушение связной речи (пересказа), один из симптомов общего недо развития речи. III уровень речевого развития предполагает наличие разверну той фразы, однако связная речь сформирована недостаточно. Ог раниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, кото рым придается то или иное значение в з ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru