Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Педагогика » Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Страница 7

Несмотря на положение о том, что студенты должны входить в административные и ученые советы вузов для того, чтобы лучше информировать их о студенческих проблемах, лишь 19,6% опрошенных указали на наличие такой возможности; 73,1% студентов даже не знают своих прав в этой области, а 7,3% знают, но не могут их реализовать. В условиях реформы высшего образования данная ситуация имеет ряд негативных последствий: во-первых, это препятствует реализации академических свобод студентов в сфере студенческого самоуправления; во-вторых, "разрыв" между интересами студентов и педагогов сдерживает темп проводимой реформы образования, т.к. преподаватели не знают реальных проблем студентов и не устраняют их, а студенты считают, что их проблемами администрация вузов и преподаватели не интересуются. Таким образом, существует серьезная проблема с реализацией прав студентов, предоставленным новым образовательным стандартом в отношении посещения курсов лекций и семинаров по выбору.

В целом исследование показало, что становление академических свобод в области обучения студентов в высшей школе идет очень медленно. Данные исследования показывают, что около 50% студентов могут прослушать в год по выбору лишь один курс, около 30% - 2 курса, около 11% - 3 курса. Около 10% опрошенных прослушивает за год от 5 до 9 курсов по выбору. В какой-то мере это говорит о том, что студенты вполне успевают прослушать большое число курсов по выбору, наравне с обязательными, но, вероятно, во многих вузах или нет таких возможностей, или качество лекций и семинаров по выбору не отвечает интересам и запросам студентов, уровню современным знаний.

Не все из студентов доходят до завершения института. Относительно велик процент отсева студентов, связанный преимущественно со следующими причинами: а) переход из вуза в вуз; б) переход на вечернее отделение в связи с трудоустройством, замужеством и т.д.; в) переход с факультета на факультет; г) отчисление за криминальные поступки; д) уход из вуза в связи с несчастным случаем (инвалидность и т.д.); е) отчисление по неуспеваемости. Величина "отсева" имеет тенденцию плавного уменьшения с 1-го по 5-й курс.

Если произвести ранжировку причин отсев студентов по курсам, то на первом курсе первое место занимают гуманитарные вузы, где по оценкам преподавателей отсеивается 21.3% студентов, второе место - технические вузы (отсеивается 19.3%), третье место делят между собой сельскохозяйственные и медицинские вузы (приблизительно 17.2%), четвертое - экономические и педагогические (в равной мере - 14.5%), пятое - юридические (12.7%). Весьма высокий уровень "отсева" студентов, особенно со старших курсов, имеет не только нравственные, но и экономические издержки, так как оплаченное налогоплательщиками обучение не привело к своей конечной цели - подготовке квалифицированного специалиста.

Одна из причин отсева студентов это отсутствие гарантий трудоустройства по специальности. После ликвидации системы централизованного (и гарантированного) направления выпускников вузов на работу, многие вчерашние студенты сталкиваются со все возрастающими трудностями на рынке труда. Поэтому господствовавшая в "доперестроечные" годы точка зрения о том, что с высшим образованием легче устроиться на работу, сегодня изменилась на противоположную. К сожалению, следует констатировать, что в профессиональной ориентации в вузах царит почти такой же хаос, как и в средней школе. Названия факультетов заменяют для студентов точное название своей специализации. В результате каждый второй студент плохо представляет, какую конкретную профессию он приобретает на факультете: знают точно 56%, знают в общих чертах 40%, не знают 4%.

Особенно велика доля студентов, плохо ориентирующаяся в том, какую приобретет профессию, на техническом, экономическом и медицинском факультетах. Треть студентов даже на 5-м курсе лишь в общих чертах знает о том, какую специальность приобретет при завершении вуза. Еще менее информированы студенты о месте своей будущей работы после окончания вуза (42.7%, 38.6%, 18.7%).

Информированность студентов о том, где они будут работать после окончания вуза, является низкой даже на 5-м курсе. В настоящее время 52.1% студентов не знают, смогут ли они после окончания вуза устроиться работать по профессии. Особенно велика доля "несведущих" среди студентов технических, сельскохозяйственных и медицинских вузов. Исследование показало снижение притягательности Москвы и Санкт-Петербурга как центров образования, в то время как некогда о вузах этих городов мечтали почти все выпускники средней школы и их родители. Сегодня лишь каждый второй опрошенный родитель из периферийного города считает учебу в столичных вузах наиболее престижной. В то же время 1/3 опрошенных родителей - "провинциалов" считает не менее престижной учебу в вузах родного города или региона, а еще 17% - в любых "приличных" вузах, но не обязательно московских или санкт-петербургских.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Формирование обобщённого образа предмета окружающей действительности на основе осязательного восприятия
При восприятии предметного мира слепые дети дошкольного возраста используют сохранные анализаторы, компенсируя с их помощью недостаток информации, обусловленной отсутствием или значительным понижением зрения. Огромную решающую роль в познании окружающих предметов играет осязание. По выражению Сечен ...

Анализ исследований по проблеме развития тактильной чувствительности у слабовидящих детей
На современном этапе развития тифло – психолого-педагогической науки весьма важным является исследование, которое отражает не только содержание и методы психолого-педагогического воздействия, но и рассматривает его связи с лечебно – воспитательной работой. В работах ряда авторов л.и. Медведь (1976) ...

Целеустремленное формирование мотивационной основы учебной деятельности
“Психологический закон утверждает: прежде чем предложишь ребенку какую-нибудь деятельность, постарайся заинтересовать его ею, позаботься про то, чтобы выяснить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю ж ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru