Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Педагогика » Реформа высшей школы глазами студентов и преподавателей

Страница 5

В условиях провозглашенных академических свобод сохраняет актуальность проблема: что надо стандартизировать и регламентировать в учебном процессе, а что нет.д.анный вопрос не столь однозначен, так как за ним стоят проблемы единого образовательного пространства, признания (конвертируемости) дипломов выпускников, наконец, комфортность коммуникаций между вузами и ведомствами.

Какие же нормативные документы желают сегодня иметь проректоры российских вузов по учебной работе?

Экспертная оценка целесообразности подготовки

Госкомвузом нормативных документов,%

Нормативные документы

96г.

95 г.

96 г.

95 г.

96 г.

95 г.

Подготовка УМО примерных учебных планов и программ

Подготовка рекомендательных документов по:

а) деятельности приемных комиссий

б) курсовым работам, экзаменам

в) порядку перевода студентов из вуза в вуз

54.4

49.0

64.4

75.0

58.4

39.1

54.9

20.0

25.9

17.0

17.1

16.5

22.5

26.8

25.1

11.2

19.6

34.0

18.5

8.5

34.0

19.1

20.0

Примечание: разрешалось более одного ответа.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что приоритетное значение для проректоров по-прежнему имеет подготовка УМО примерных учебных планов и программ. Часть проректоров предлагает на месте УМО создать научно-методические региональные центры, или же подкрепить интеллектуальный потенциал УМО такими региональными центрами. Второе по значимости место, как и в 1995 году, продолжает занимать проблема подготовки рекомендательных документов по деятельности приема в вузы и порядок перевода студентов из вуза в вуз. Третье по значимости место остается за нормативной рекомендательной документацией по подготовке курсовых работ, экзаменов, зачетов.

Если сюда прибавить позиции тех, кто считает, что данные рекомендательные документы "скорее нужны, чем нет", то можно утверждать, что более 80.0% проректоров по-прежнему ожидает от Госкомвуза и УМО помощи в подготовке рекомендательных документов: примерных учебных планов и документов по регламентации деятельности приемных комиссий, подготовке курсовых работ, экзаменов, зачетов, порядка перевода студентов из вуза в вуз. Отношение к этой проблеме проректоров, руководящих учебной работой в вузах различной ведомственной подчиненности, за истекший год существенным образом не изменилось.

Такой важнейший нормативный документ, как ГОСТ, вызывает у экспертов, как уже отмечалось, неоднозначное отношение. И хотя большинство руководителей вузов (по крайней мере на словах) одобряет введение ГОСТов, далеко не все высшие учебные заведения строго им следуют. Так, по данным исследования, лишь немногим более 1/3 гуманитарных и социально-экономических дисциплин полностью соответствует образовательным стандартам. Судя по полученным ответам, наиболее "вольно" с ГОСТами в вышеназванных областях знаний обращаются в вузах Минздрава.

По общему признанию экспертов, кадровое обеспечение вузов является сегодня наиболее сложной проблемой. "Элитные" вузы пока еще имеют приток студентов, "удерживают" набор в аспирантуру и прием новых преподавателей на кафедры. Но в перспективе (4-5 лет), по мнению опрошенных, следует ожидать возрастания кадровых трудностей. Они связаны со сменой поколений, недостатком преподавателей молодого и среднего возраста, уходом из вузовской системы наиболее квалифицированных кадров, относительным снижением квалификационного уровня набираемых преподавателей. Отчасти снижение качественного состава преподавательских кадров вызвано тяжелым материальным положением вузов и снижением престижа преподавательского труда. Одновременно часть преподавательских кадров, особенно пожилого возраста, оказалась в ситуации "вынужденного закрепления" в вузе из-за невозможности найти другую работу.

Вузы пытаются приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Изыскивают возможности дополнительного материального поощрения, создают параллельные коммерческие образовательные структуры; представляют большую свободу в чтении авторских курсов при снижении кафедрального контроля за их содержанием. При этом налицо тенденция к усилению опоры на совместителей, в том числе, на преподавателей-практиков. Делаются попытки целевой подготовки и закрепления студентов и аспирантов для обеспечения внутренних потребностей в кадрах, в том числе, с предоставлением материальных льгот, зарубежных стажировок и заключением целевых договоров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Лингвистические основы проблемы
Речь является особой формой общения людей, которое осуществляется посредством употребления разнообразных языковых средств. Языковые средства - словарный запас, звуковой состав слов, грамматическая система, структура предложений - усваивается с самого раннего детства. Основной задачей речевого разви ...

Социальный контроль в детском коллективе
Чтобы преодолеть социальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальный контроль (controle - франц. проверка) - это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, ...

Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы на констатирующем этапе эксперимента
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития представлений о форме предметов у детей контрольной и экспериментальной групп. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой. Диагностика по методике сост ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru