Вышеизложенное свидетельствует о том, что экономическая и социальная ситуация в стране, автономизация экономической жизни регионов в рамках федерального (в будущем, может быть, конфедерального) устройства регионов, развитие демократии, а также рационализация распределения как личных, так и региональных средств под влиянием рынка, устойчиво ведут к децентрализации вузов. Отношение преподавателей вузов к этой проблеме в столице и на периферии отличаются. "Протест" преподавателей столичных вузов против децентрализации вполне понятен. Децентрализация может привести к закрытию большого числа вузов в Москве и Санкт-Петербурге, что грозит безработицей для большой массы работников, в том числе (и прежде всего) - преподавателей.
Спасти вузы от финансовых трудностей сможет, по нашему мнению, только их децентрализация, которая настоятельно диктуется как региональной структурой поступающих в вуз, так и предстоящим изменением структуры уплаты регионами налогов в федеральный бюджет. Содержать большое число вузов за свой счет крупные города будут не в состоянии, а полноценная плата за обучение пока не под силу ни родителям студентов, ни предприятиям (тем более благотворительным фондам, зарождение которых произойдет не скоро).
Анализ процесса подготовки выпускников школ в вузы свидетельствует о том, что после 9-го класса средняя школа в целом теряет одну из своих органических функций - профессиональную ориентацию учащихся. Десятые - одиннадцатые классы просто продолжают, насколько это в их компетенции, интеграцию молодежи в культуру, но не готовят в вузы. В итоге, базируясь только на школьных знаниях в вузы поступило за последние 5 лет не более трети студентов. Еще треть выпускников школ, чтобы поступить в вуз, вынуждена заниматься на подготовительных курсах, до 20% - нанимать репетиторов и, примерно столько же, готовиться самостоятельно. Таким образом, правомерно заключить, что в настоящее время в профессиональной ориентации учащихся средних школ на интеллектуальные виды труда царит полный хаос и бесконтрольность, причем как со стороны рынка труда, ибо он пока "дикий", так и со стороны государственных органов, отвечающих за среднюю школу.
Эта ситуация, по-видимому, достигла своего тупикового состояния. Прогноз изменения доли абитуриентов, поступающих в вуз только на базе школьных знаний, свидетельствует о том, что даже к 2010 году она не превысит 40%. В связи с чем 60% выпускников средних школ будут вынуждены изыскивать дополнительные формы подготовки в вуз. Изложенное дает также основание говорить о почти полном отсутствии связей и преемственности между вузами и средними учебными заведениями. Не случайно 42.2% преподавателей вузов в областных и республиканских центрах, а также 32.8% преподавателей вузов Москвы и Санкт-Петербурга указали на резкое снижение в последние годы уровня подготовленности абитуриентов к конкурсным экзаменам. Причем значительное снижение качества подготовленности абитуриентов характерно для поступающих на все факультеты, кроме гуманитарного и, пожалуй, экономического. За последние 5 лет абитуриенты поступают в вуз на "минимуме" проходного балла. То есть, за этот период средний проходной балл поступивших в вузы (12.3) всего на 0.7 балла превышал средний минимальный проходной балл (11.6), при среднем числе в 3 вступительных экзамена. Средний школьный балл по аттестату поступивших в вуз, составил за последние 5 лет 4.4 балла.
Прогноз тенденций изменения среднего проходного и среднего минимального баллов свидетельствует о том, что вступительные экзамены, как форма отбора талантливой молодежи в вузы, в целом исчерпали себя. Согласно прогноза, при сохранении 3-х вступительных экзаменов, к 2010 году средний минимальный и средний проходной баллы фактически совпадут, составив примерно 12.8 балла. Это означает, что абитуриенты будут поступать в вуз просто на уровне фактически сданных экзаменов, что само по себе одновременно составит минимум проходного балла. В этом случае конкурса как такового не будет, он просто потеряет смысл.
На качестве абитуриентов, как потенциальных работников интеллектуального труда, сказывается и тот факт, что нынешняя конкурсная система, ее существующие "лазейки" (взятки, корпоративная порука) нацелена в основном на воспроизводство класса интеллигенции. Причем эта тенденция за последние 5 лет является весьма устойчивой и характерна для всех факультетов. Судя по данным исследования, более половины студентов вузов - выходцы из семей интеллигенции. Если ситуация (условия) приема в вузы не изменится, то к 2010 году, согласно прогноза, две трети студентов вузов будут "рекрутироваться" из семей интеллигенции. Вряд ли этого достаточно, чтобы наряду со стремлением к знаниям, гарантировать также наличие у абитуриентов склонности к избранной профессии. Доля студентов, у которых родители, в особенности отец, выполняют интеллектуальный труд, за последние 5 лет резко возросла и имеет тенденцию дальнейшего роста.
Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности
В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важна и проблема создания реальных условий для творческого саморазвития как отдельной личности, так и вс ...
Способы автоматизации
Перейдём к вопросам усвоения слова. Автоматизация происходит на основе условно-речевых упражнений. Учителю важно понять их сущность, специфику, именно поэтому в них, прежде всего, используются установки, носящие коммуникативный характер. В этом случае учащиеся должны выполнять не просто учебную зад ...
Теоретические основы формирования эстетических знаний и умений
Формирование у подрастающего поколения личностно-ценностной ориентации на создание изделий, обладающих важными социальными свойствами (красота, удобство, практичность и т.д.), является объективной потребностью современного общества и важной педагогической задачей образовательной области «Технология ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.