Поскольку, дети, с которыми проводилась наша работа в рамках данного исследования, практически все из неблагополучных семей, то мы учитывали специфику работы социального педагога именно с такими семьями.
Так, можно выделить особые методы и приемы в работе с неблагополучными семьями:
1. убеждение-разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
2. моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
3. вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
4. готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
5. нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
На основе наблюдения и анализа данных по нашему контингенту детей мы выявили следующие случаи неблагополучия семей:
1. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитания детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным положением находящаяся за чертой бедности. По разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Может породить разные последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей. Тормозиться развитие детей, эксплуатацию детей в качестве добытчиков материальных благ. Вовлечение в торговлю, несоответствующую возрасту и подготовленности в трудовую деятельность, подрывающую физические силы. Растлевающую духовно сопряженную с риском для жизни, отрыв от учебы и систематического воспитания в школе и семье. Допущение, а иногда и стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в семье доход.
4. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей их уживчивость со сверстниками и педагогами.
Можно выделить следующие формы работы с неблагополучными семьями:
№ |
Направления работы с неблагополучной семьей |
Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 |
Диагностика семейного неблагополучия. |
анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; сбор списков неблагополучных семей; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости. |
2 |
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; семейная терапия; индивидуальные беседы; индивидуальный социальный патронаж семей; психотерапия; родительские собрания на дому. |
Для формирования у детей представлений о правильных семейных отношения нами проводилась деловая игра на тему «Личностное самоопределение. Семья и брак. Система семейных отношений и стили семейного воспитания».
Цель игры: помощь в исследовании и решении семейных психологических проблем, улучшение психического здоровья семьи, а также развитие самосознания с целью само изменения и коррекции поведения личности в семье.
Задачи деловой игры:
групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем
Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего
дошкольного возраста
По окончании формирующего этапа в экспериментальной группе проведен контрольный этап эксперимента. Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Центральный этап состоял из ...
Анализ и обобщение работы учителя начальной школы по формированию речевых
умений в традиционной и деятельностной системах обучения
Для реализации опытно-экспериментальной части нашего исследования мы определили базой общеобразовательную школу №1748 Восточного округа города Москвы в 3 «Б» и 3 «А» классах. Уроки проводились в традиционной и деятельностной технологиях. На данном этапе нашего исследования мы поставили перед собой ...
Понятие индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности, его
компоненты
В толковых словарях русского языка слово «стиль», происходящее от греческого stylos (буквально – заострённая палочка для писания на вощёных дощечках), трактуется как характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приёмов какой-нибудь работы. В философской точки зрения стиль определя ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.