В УДО Реабилитационного центра «Пламъче» пришел вместе с друзьями (за компанию). Их привлекли рассказы классного руководителями о различных кружках. В частности интерес вызвал кружок поделок. Первое время регулярно посещал занятия и ему очень нравилось. Затем «пропал». Оказалось, что он в очередной раз прогуливает уроки и в школе. Время он проводил, гуляя по улицам. Но через некоторое время вернулся в кружок, стал готовиться вместе с другими ребятами к выставке. Отношения с ребятами ровные, хотя он пытается проявлять себя как лидер, но поскольку в группе есть ребята старше него, то это ему не всегда удается. Утверждать свой авторитет он пытается разными путями. Это отражают и записи в его дневнике наблюдений:
«20 марта 2012 года» Вадим подрался с Автутовым Игорем (13 лет), который насмехался над тем, как он вяжет узлы. Вадим сначала отвечал ему грубыми словами, потом ударил по лицу, рассек губу. Себя виноватым в данной ситуации не считает, говорит, что ударил за дело. Педагогические меры воздействия: была проведена беседа о культуре поведения и отношений между людьми. Этого явно было недостаточно. Необходимо провести специальное занятие с мальчиком по умению вести себя в конфликтной ситуации и умению себя сдерживать».
«11 апреля 2012 года» Вадим все занятие громко оговаривался с педагогом, отпускал шутки и непристойные замечания, на упреки педагога не реагировал или отвечал слишком грубо. Закончилось тем, что мальчика выгнали с занятия. Педагогическое воздействие: необходима специальная беседа по культуре поведения и манере речи».
Приведенная нами в качестве примера характеристика одного из воспитанников дает более наглядное представление о контингенте детей, с которыми мы работали в ходе нашей опытной работы. После составления характеристик и наблюдения над личными особенностями детей можно сделать следующие выводы о том, по каким направлениям должна идти наша работа в рамках социально-педагогического сопровождения в УДО:
- Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление являлось ведущим в нашей деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо, сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб.
- Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. Мы уже отмечали этот факт выше.
- Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы вообще и от УДО в частности, прежде всего инициативы. Ведь нередко социальные педагоги тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения. Тем более что разрушение инфраструктуры дворовых объединений, тяготевших к школе как к центру культуры и просвещения, сделало школу и УДО похожими на крепость, ушедшую в глухую оборону.
2). Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям. Это собственно разработка тех мероприятий, которые направлены были нами на устранение выявленных проблем, в частности коррекции недостатков психологического плана мы организовали занятия психологического кружка, для регулирования неблагополучной обстановки в семье проводились беседы с родителями, совместные с детьми родительские собрания, родители приглашались на выставки детского творчества, на отчетные концерты, на премьеры постановок спектаклей, организовывались совместные походы детей и родителей на природу, для повышения эмоциональной комфортности детей проводились различные игры, конкурсы, викторины и т.д.
Таким образом, поле нашей деятельности в сфере социально-педагогического сопровождения досуга детей в УДО можно представить в виде таблицы:
Направления деятельности |
Содержание |
Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей экспериментальной группы |
изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях учащихся; социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем учащихся, семьи и др. |
Социально-педагогическая защита прав ребенка |
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; защита прав и интересов учащихся (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); защита и индивидуальная работа с учащимися, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности учащегося |
раннее выявление неблагополучных семей; создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; духовно-ценностное просвещение; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, учащихся по социально-педагогической проблематике и др. |
Социально-педагогическое консультирование |
организация и проведение индивидуальных консультаций для учащихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; консультирование и специализированная помощь учащимся в профессиональном определении |
Социально-педагогическая профилактика,коррекция и реабилитация |
раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся; обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль, инспекция по делам несовершеннолетних); организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»; способствование пропаганде здорового образа жизни; повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения |
Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...
Коллективные и индивидуальные подвижные игры
Различные игры используются специалистами, ведущими внешкольную работу с детьми и подростками для организации их досуга. Игра с давних пор была неотъемлемой частью жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. В педагогической практике используютс ...
Особенности танцевальной деятельности детей 6-7- лет
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт учителей-практиков, музыкальных работников, психологов, врачей позволяет утверждать, что развитие танцевальных на каждом возрастном этапе происходит различно. В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, же ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.