В зависимости от возрастной группы, а также от той или иной сферы творческой реализации мировоззренческих установок каждый из видов педагогического сопровождения отличается своими собственными признаками, неповторимым сочетанием потенциальных возможностей.
Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:
1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках досугового учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.
2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет сроиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (например, это дети «группы риска», из неблагополучных семей).
3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.
4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Данные о состоянии и ходе выполнения тех или иных мероприятий по социально-педагогическому сопровождению, а так же об ответственных лицах заносятся в дневник социально - педагогической работы с ребенком, который содержит составленную программу по социально-средовой ориентации, досуговым мероприятиям, информационной поддержки.
Одним из аспектов развития системы социально-педагогического сопровождения является необходимость согласования методов сопровождения досуговой деятельности с содержанием и методами построения воспитательного процесса, являющегося базовой средой для сопровождения. Развитие системы социально-педагогического сопровождения должно осуществляться за счет передачи педагогам эффективных программ решения наиболее часто встречающихся проблем.
Обобщая все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы по первой главе нашего исследования:
1. Досуговая деятельность рассматривается нами с точки зрения развития творческого потенциала детей и подростков. В исследованиях последних лет достаточно полно изучена эта проблема Г.Ю Алексеевой, С.Г. Глуховой, Е.А. Глуховской, М.В. Колосовой, В.Ю. Лешер, В.Г. Рындак, Е.А. Яковлевой и др. Развивающий потенциал досуговой деятельности менее исследован. В современных исследованиях А.В. Антоновой, А.В. Даринского, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.
2. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. С этой позиции досуг и организуется в ДОУ реабилитационных центров.
3. Деятельность ДОУ реабилитационных центров, состоит не только в том, чтобы всесторонне развивать личность ребенка, но и в том, чтобы помочь ему влиться в общество, стать его полноправным членом, то есть в конечном итоге способствовать социализации детей. Благодаря социализации дети и подростки приобщаются к социальной жизни, получают и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Поэтому роль социально-педагогического сопровождения в этом процессе очень важна.
Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего
школьного возраста
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. У детей младшего школьного возра ...
Психологические основы формирования словаря при использовании игрушки
Л.С. Выготский отмечает, что познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучш ...
Обзор педагогических трудов Ф.В. Филипповича
Исследователями Ю.М. Колягиным и О.А. Саввиной установлено, что «Самым значительным трудом Филипповича явилась книга «Педагогика математики», написанная им в соавторстве с В. Р. Мрочеком и вышедшая в 1910 г.» Изданию «Педагогики математики» предшествовала кропотливая и длительная подготовка. Поскол ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.