Технология социально-педагогического сопровождения воспитанников в рамках ДОУ реабилитационных центров предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через досуг с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков.
Деятельность социального педагога, осуществляющего сопровождение, направлено на работу с субъектным опытом ученика; гибкого анализа его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; раскрытие способов мышления, сложившихся в процессе познания каждого ученика. Становится очевидным, что такая работа педагога требует от него не только пересмотра его «психологического багажа», но и принципиально иного подхода к программе досуговой деятельности, которая в идеале должна быть разработана для каждого ученика персонально.
Профессиональное социально-педагогическое сопровождение досуговой деятельности ребенка в учреждениях дополнительного образования ребенка создает специфические условия для успешной адаптации и социализации ребенка, отличающие досуговую деятельность от прочих форм образовательно-воспитательного процесса. Сюда входит совместная работа педагога с воспитательной средой досугового учреждения, семьей, ребенком как с системой.
Социально-педагогическое сопровождение определяется как высокопрофессиональная, гуманная педагогическая деятельность, направленная на воспитание, образование и всестороннюю поддержку личности ребенка.
К общим признакам социально-педагогического сопровождения относится:
1. непрерывность (педагогическое внимание, направленное на воспитанников должно носить постоянный характер, так как только последовательное и выдержанное в течение значительного временного отрезка взаимодействие педагога и детей может дать позитивный результат);
2. целостность (деятельность социального педагога должна распространяться на все сферы жизни ребенка, выявлять, собирать воедино и укреплять их лучшие человеческие качества, служить для них действенным и зримым примером);
3. гуманистическая направленность (внимание социального педагога к жизни и деятельности детей должно носить личностно-ориентированный характер, а его деятельность на всех этапах должна реализовывать индивидуальный подход).
В условиях деятельности образовательных и культурных учреждений могут быть выделены также две основные сферы, определяющие специфические признаки социально-педагогического сопровождения:
• сфера возрастных особенностей учащихся;
• сфера творческой реализации мировоззренческих установок.
Во-первых, это значит, что социальный педагог должен знать основы возрастной педагогики и уметь организовывать свое педагогическое воздействие таким образом, чтобы учитывать особенности каждой возрастной группы учащихся.
Во-вторых, он должен знать мотивы, устремления, шкалу жизненных ценностей, нравственный потенциал своих подопечных, уметь сформировать у них правильную мотивацию, помочь с выбором рода творческой деятельности.
Содержание педагогического сопровождения складывается в соответствии с двумя группами целей, которые можно определить как непосредственные и опосредованные.
Первые ориентированы на создание условий для формирования культурного опыта, повышения потенциала формирующего воздействия на личность детей, их способности к позитивной социализации.
Вторые предполагают формирование, поддержание, стимулирование культуры личности в целом, то есть, ориентированы на длительную целенаправленную педагогическую работу.
Четвертый этап в математике конечных количеств
Имея степени простого количества (причем некоторые степени могут быть кратными) мы встречаемся со структурностью количества, когда необходимо определить некоторые базисные элементы, с помощью которых путем линейной комбинации этих элементов мы получаем любое конечное количество. Отражение такой стр ...
Организация эксперимента по
проверке эффективности коррекции неуспеваемости учащихся
Описание методик, диагностика. Диагностика памяти Методика 1. Ведущий тип памяти. Цель: оценка уровня развития слуховой, зрительной, моторно-слуховой, зрительно-слухо-моторной памяти. Для проверки ведущего типа памяти предлагаются следующие четыре набора слов: I II III IV Дерево Самолет Пароход Вол ...
Особенности процесса самовоспитания в подростковом возрасте
Самовоспитание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, взрослых, которые берут на себя обязанность оказывать поддержку процессам самопознания и саморазвития каждого ребенка. От того как они смогут организовать ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.