Перед выпускником основной ступени общеобразовательного учреждения встаёт необходимость совершения ответственного выбора профилирующего направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору в предстоящих условиях – более вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени, чем это имеет место в традиционной школе, сегодня определяет серьезное значение педагогического содействия учащимся 9-х классов в выборе форм продолжения образования.
Педагогическое содействие в выборе учащимися форм продолжения образования происходит в образовательном процессе.
Г.Н. Сериков в своих исследованиях под образовательным процессом понимает «продвижение учащихся к образованности, осуществляемое во взаимодействии с другими учащимися и (или) с педагогическими работниками, либо самостоятельно, с применением специально разработанных средств и при наличии определенным образом организованных условий».
В процессе обучения неизбежно социальное взаимодействие между преподавателями и учащимися – так называемое, учебно-педагогическое взаимодействие. Г.Н. Сериков понимает под ним взаимодействие учащихся и педагогических работников, направленное на совместное выполнение каждым из них своих функций. В этом смысле участники образования становятся партнерами. Учебно-педагогическое взаимодействие может осуществляться через непосредственные контакты между партнерами в общении, в совместном решении учебных задач, во взаимодействии друг с другом. В своих исследованиях Г.Н. Сериков подчеркивает, что роль педагога, учителя сводится к созданию условий, в которых человек, получающий свое образование, мог бы удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Такой подход предполагает не руководство образованием учащихся, а сопровождение образованию.
В педагогических исследованиях всё чаще уделяется внимание взаимоотношениям в системах «педагог – ребёнок – родители», «педагог – ребёнок». Анализируя результаты этих исследований, есть основания полагать, что учебно-педагогическое взаимодействие является ведущим фактором образования при соблюдении следующих условиях:
– непрерывность процесса образования. При этом в нём выделяются специально организованные педагогом ситуации-события, проживая которые учащийся приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и взаимоотношения с ними;
– если этот опыт присваивается в ситуации-событии не всеми учащимися одновременно, а в зависимости от индивидуальной траектории развития каждого;
– участники учебно-педагогического взаимодействия находятся в субъект-субъектной позиции по отношению друг к другу;
– педагог осуществляет не только коррекцию образовательной траектории учащихся, но и всячески поддерживает их стремление к собственному росту, способствуя формированию эмоционально-ценностных отношений к различным событиям и явлениям жизни, собственному образу и жизни;
– педагог обращает внимание не только на внешнее проявление образованности, но и на внутренний мир, культурный уровень учащегося;
– педагог стремится, чтобы учащийся в любой возникающей ситуации мог сделать правильный выбор, был способен совершить усилие, способствующее его самоопределению, самосовершенствованию;
– в проектировании ситуации развития учащимися отведена роль активного субъекта, ответственного за собственный личностный рост, когда он сознательно, в сотрудничестве с педагогом определяет цели саморазвития, самоопределения.
Нужно отметить, что учебно-педагогическое взаимодействие является одним из способов активизации саморазвития, самоактуализации и самоопределения ребёнка. Становление готовности учащихся к выбору форм продолжения образования необходимо осуществлять при помощи, поддержке, управлении и контроле педагога в процессе учебно-педагогического взаимодействия.
Специфика реализации коммуникативно-направленного обучения английскому
языку в начальной школе
В средней школе при обучении английскому языку особенно на начальном эта обучения должно способствовать в большей степени развитию коммуникативной компетенции и созданию мотивации учащихся на дальнейшее изучение иностранноого языка. В современной методике преподавания английского языка широко предс ...
Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора
учащимися форм продолжения образования
Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации с 2007 учебного года ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор, предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной ...
Особенности социально–педагогической деятельности по формированию привычек
здорового образа жизни у младших подростков с девиантным поведением
В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. В связи с этим возни ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.