В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, в том числе и педагогического содействия.
Проблема выбора формы продолжения образования является одной из главных для учащихся 9-х классов. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессий, ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности, многие учащиеся 9 класса выбирают учебные заведения, специализация которых не соответствует их интересам, наклонностям и убеждениям.
В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором – старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Поэтому нелегко сделать социально и глубоко личностный выбор формы продолжения образования – будет ли это окончание общеобразовательной школы, поступление в профильный класс, профессиональное училище, колледж и т.д.
О чём, прежде всего, думает старшеклассник, выбирая для продолжения образования определённое учебное заведение? Во-первых, о том, какую профессию он хотел бы получить. Во-вторых, достаточно ли его способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли ему здоровье. В-третьих, он задумывается, как обстоят дела на рынке труда, востребована ли данная профессия.
Общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье напрямую зависят от того, насколько правильно он выбрал свою профессиональную деятельность.
Таким образом, проблема выбора учащимися форм продолжения образования приобретает особую актуальность в наше время, а так же возрастает роль педагогического содействия в этом выборе.
В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Е.В. Ворониной, А.А. Пинского, В.В. Семенцова, С.Н. Чистяковой и др.
Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка педагогической модели содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – педагогическое содействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходе образовательного процесса.
Задачи исследования:
1) изучение состояния вопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе;
2) изучение состояния вопроса в практике;
3) обоснование проекта для решения поставленной задачи (педагогический уровень);
4) разработка проекта на методическом уровне.
Гипотеза: содействие в выборе учащимися 9-х классов форм продолжения образования будет протекать более эффективно, если разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая модель, где:
1) системообразующим элементом является цель – педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования;
2) содержательный компонент включает в себя сведения о мире профессий, о видах учебных заведений, о способах составления профессионального и жизненного плана учащимися;
3) процессуальный компонент предполагает использование таких форм и методов учебной и внеклассной работы, которые позволяют сформировать у учащихся целостное представление о мире профессий, о видах учебных заведений, а также мотивы саморазвития и личностного роста.
В ходе работы использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.
Курсовой проект состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Формирование речевых умений на уроках истории в традиционной и
деятельностной технологии на формирующем этапе эксперимента
Результаты констатирующего этапа эксперимента определили задачи формирующего этапа эксперимента. Из полученных данных констатирующего этапа эксперимента, на формирующем этапе эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Разработать и провести 3 урока по обществознанию на темы: · «Из к ...
Кремниевая кислота, соли
кремниевой кислоты в школьном курсе химии
В школьном курсе химии достаточно хорошо освещена, собственно, химическая сторона изучаемой темы. Например, вот как она изложена в школьном учебнике для 9 классов. Цель урока: познакомить учащихся со строением и способом получения кремниевой кислоты, изучить строение молекул солей кремниевой кислот ...
Другие формы организации обучения в школе
В современной школе настолько сильна традиция классно-урочной организации обучения, что многим другим, причем самым разнообразным, формам учебной работы стремятся придать урочную форму. Так появляются урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-диспут и т. п. И все же многие виды полезной дея ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.