Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования

Педагогика » Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, в том числе и педагогического содействия.

Проблема выбора формы продолжения образования является одной из главных для учащихся 9-х классов. Данные современных исследований свидетельствуют о том, что по причине незнания правил выбора профессий, ситуации на рынке труда, отсутствия практического опыта в профессиональной деятельности, многие учащиеся 9 класса выбирают учебные заведения, специализация которых не соответствует их интересам, наклонностям и убеждениям.

В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором – старшеклассника манят десятки профессий. Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Поэтому нелегко сделать социально и глубоко личностный выбор формы продолжения образования – будет ли это окончание общеобразовательной школы, поступление в профильный класс, профессиональное училище, колледж и т.д.

О чём, прежде всего, думает старшеклассник, выбирая для продолжения образования определённое учебное заведение? Во-первых, о том, какую профессию он хотел бы получить. Во-вторых, достаточно ли его способностей, чтобы заниматься ею, позволит ли ему здоровье. В-третьих, он задумывается, как обстоят дела на рынке труда, востребована ли данная профессия.

Общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворённость работой, физическое и нервно-психическое здоровье напрямую зависят от того, насколько правильно он выбрал свою профессиональную деятельность.

Таким образом, проблема выбора учащимися форм продолжения образования приобретает особую актуальность в наше время, а так же возрастает роль педагогического содействия в этом выборе.

В последние годы эти проблемы разрабатываются в трудах Е.В. Ворониной, А.А. Пинского, В.В. Семенцова, С.Н. Чистяковой и др.

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка педагогической модели содействия в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогическое содействие в выборе форм продолжения образования учащимися 9-го класса в ходе образовательного процесса.

Задачи исследования:

1) изучение состояния вопроса в теории – в современных источниках и в исторической ретроспективе;

2) изучение состояния вопроса в практике;

3) обоснование проекта для решения поставленной задачи (педагогический уровень);

4) разработка проекта на методическом уровне.

Гипотеза: содействие в выборе учащимися 9-х классов форм продолжения образования будет протекать более эффективно, если разработана и внедрена в образовательный процесс педагогическая модель, где:

1) системообразующим элементом является цель – педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования;

2) содержательный компонент включает в себя сведения о мире профессий, о видах учебных заведений, о способах составления профессионального и жизненного плана учащимися;

3) процессуальный компонент предполагает использование таких форм и методов учебной и внеклассной работы, которые позволяют сформировать у учащихся целостное представление о мире профессий, о видах учебных заведений, а также мотивы саморазвития и личностного роста.

В ходе работы использованы теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение, моделирование.

Курсовой проект состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Смотрите также:

Определение понятий дифференцированного подхода и дифференцированного обучения
Работая с такими разными учениками, мы вынуждены применять разноуровневые или дифференцированные задания, подходящие для категории здоровых психически детей и не полностью владеющих своей рукой, восприятием пространства, чувством тона и цвета и главное, с другим восприятием и видинием учащихся. На ...

Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...

Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru