Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования

Педагогика » Педагогическое содействие в выборе учащимися 9-го класса форм продолжения образования » Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования

Страница 1

Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации с 2007 учебного года ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор, предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной деятельности, что повышает значимость предпрофильной подготовки школьников и её грамотной организации.

Под предпрофильной подготовкой понимается система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, способствующей самоопределению учащихся относительно профилей дальнейшего обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Некоторые аспекты педагогического содействия в условиях предпрофильной подготовки школьников рассматривались О.С. Анисимовым, А.Я. Журкиной, Г.П. Ивановым, Н.А. Корниенко, М.Ю. Савченко, Е.Е. Смирновой, Л.В. Темновой, А.П. Чернявской, С.Н. Чистяковой.

Система предпрофилъного обучения включает в себя целый ряд новых для российской школы педагогических идей. Их реализация на практике по существу приводит к коренному изменению учебно-воспитательного процесса, к построению новой системы образования девятиклассников, предоставляет право самостоятельно выбирать профиль обучения, формирует готовность нести ответственность за сделанный выбор.

Профильное обучение рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании, организации образовательного процесса и дифференциации в большей мере учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать возможности для ориентации образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

История российского образования показывает, что предпринимались неоднократные попытки введения профильного обучения.

Так, в период реформ Александра II в 1864 г. был издан Указ, по которому организовывались семиклассные учебные заведения двух типов: классическая гимназия (её целью была подготовка в университет) и реальные училища, которые готовили к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения.

В 1918 г. Первый Всероссийский съезд работников просвещения разработал Положение о единой трудовой школе, предусматривавшее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

Академией педагогических наук в 1957 г. предполагалось провести дифференциацию по трём направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. В 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углублённым изучением предметов, которые сохранились вплоть до настоящего времени.

Важнейшим этапом на пути становления профильной школы стали появившиеся в конце 1980-х – начале 1990-х годов новые (или, лучше сказать, возобновлённые старые) виды общеобразовательных учреждений: лицеи, гимназии, ориентированные на углублённое обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе.

В 1992 г. в Законе Российской Федерации «Об образовании» были закреплены вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Ведущую роль в раскрытии теоретических основ дифференциации и индивидуализации обучения занимают психолого-педагогические исследования. Среди них, прежде всего, следует назвать работы Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.И. Щукиной и др. по проблемам мотивации деятельности, дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев), по индивидуально-личностным характеристикам деятельности (К.М. Гуревич, С.Л. Рубинштейн), возможностям восприятия обучаемыми учебного материала (Д.Н. Богоявленский, И.В. Дубровина, З.А. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Н.А. Менчинская) и др.

До сих пор общепринятого подхода к раскрытию сущности понятия «дифференциация обучения» не существует. Однако большинство специалистов под дифференциацией понимают такую форму организации обучения, при которой происходит учет типологических индивидуально-психологических особенностей учащихся и особая взаимосвязь учителя и учеников. Н.М. Шахмаев указывает: «Учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся, принято называть дифференцированным, а обучение в условиях этого процесса – дифференцированным обучением».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Реализация программы по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...

Анализ программ, сочетающих театрализованную деятельность и музыкальное воспитание
При анализе обучающих программ, сочетающих театральное действие и музыкальное воспитание, показал, что практически все применяемые программы основаны на обновленной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой. В дополнение к программе М.А. Васильевой используют техноло ...

Разработка и реализация программы, направленной на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни
Анализ результатов проведенной диагностики дал определенную научную ориентацию в разработке программы, направленной на формирование у младших подростков с девиантным поведением привычек здорового образа жизни (приложение 2). При создании такой программы были учтены современные достижения социальной ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru