Методика Л.Е. Журовой по своему объему и сложности речевого материала превышает ранее рассмотренные методики обучения дошкольников грамоте. Благодаря данной системе обучения дошкольники не только учатся читать, но и открывают для себя так называемую языковую действительность.
В процессе обучения грамоте идет интенсивное умственное развитие ребенка, формируется его учебная деятельность, что позволяет дошкольникам в дальнейшем без особых трудностей включаться в школьный учебный процесс.
Рассмотренные методики обучения грамоте ориентированы на обучение детей без речевой патологии. Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи требует специальной методики. Данный контингент детей испытывает большие трудности в овладении грамотой.
Ряд авторов в своих работах указывают на взаимосвязь между состоянием речи детей, уровнем их психического развития и овладением грамотой.
Система обучения грамоте детей с ОНР разработаны ведущими специалистами, как Л.Ф. Спирова, Р.И. Шуйфер, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Рассмотрим особенности, структуру и содержание системы обучения грамоте детей с ОНР.
Л.Ф. Спирова и Р.И. Шуйфер указывают на первостепенность изучения звукобуквенного состава слова. Процесс обучения грамоте базируется на следующих условиях:
обучение ведется только на правильно произносимых звуках и словах;
предлагается иной порядок изучения звуков и букв по сравнению с методиками обучения грамоте детей без речевой патологии – а, у, о, м, х, п, к, с, н, в, ы, т, л, ш, р, ж, мягкие согласные, й, мягкие звонкие согласные, аффрикаты;
темп прохождения всех звуков более медленный;
развивается навык быстрой ориентации в звукобуквенном составе слова;
весь словесный материал знаком детям;
проводится систематическое повторение и закрепление речевого материала;
параллельно с изучение звуков и букв даются элементарные правила грамматики и правописания;
изучается один и тот же звук и буква;
ознакомление с новой буквой осуществляется путем анализа ее элементов;
широко используется аналитико-синтетическая работа с разрезной азбукой.
Обучение грамоте по системе Л.Ф. Спировой и Р.И. Шуйфер делится на два периода: подготовительный и букварный.
В подготовительный период ведется работа по общему развитию речи и формированию произношения.
Букварный период делится на четыре этапа.
Таблица 2. Этапы букварного периода обучения
I этап |
II этап |
III этап |
IV этап |
изучение звуков а, у, м, х, о, п, к, с, н, ы, в, т, л и соответствующих букв; сознательное усвоение артикуляции; усвоение слогового структурирования; анализ слова с последующим прочитывание; составление слова из разрезной азбуки; различение буквы и звука, гласного и согласного; ознакомление с предложением, вычленение предложений из потока речи; деление предложений на слова; раздельное написание слов; заглавная буква, точка. |
изучение букв ш, р, з, ж, и, э, мягких согласных звуков мь, нь, пь, кь, сь, вь, ть, ль, хь, рь; правописание твердых и мягких согласных; объединение мягких звуков и гласными; работа по звуковому анализу и синтезу слов; вставка пропущенных букв, составление слов из слогов, предлагаемых вразбивку; списывание, письмо под диктовку; правописание жи, ши, перенос слов; написание имен, фамилий, названий городов. |
изучение букв й, ё, ю, е, я; конечное положение звука й; правописание таких слов, как змей – змеи, сарай – сараи; правописание мягкого знака; буквы е, ю, я, ё, сопоставление с дифтонгами йэ, йу, йа, йо; усвоение слоговой структуры 4 – 5-сложных слов; плавное слоговое чтение; понимание прочитанного; слуховые и зрительные диктанты. |
изучение букв ц, ч, щ, звонких согласных; различение и выделение звонких согласных; правописание сомнительных согласных; чтение целыми словами; различение слов, близких по звучанию и написанию; обучение чтению «про себя» и шепотом. |
Данная система обучения грамоте ориентирована в основном на младших школьников с общим недоразвитием речи, но однако успешно применяется в процессе коррекционного обучения дошкольников с ОНР.
Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответс ...
Методы объяснения материала в начальной школе
Объектом своего исследования мы выбрали школу №5, 4 «А» класс. В классе 27 детей. Классный руководитель – Максимова Софья Александровна. Для проведения эксперимента мы выбрали из класса 20 детей и разделили их на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа: 1 Абильтаев Сом ...
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков
Технология стимулирования процесса самовоспитания подростков разработана на основе элективный курса «Профессиональное самоопределение», который представляет собой переработанный и сокращенный вариант программы ориентационного элективного курса «Профессиональное самоопределение» В. А. Чернышёвой. В ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.