Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи

Страница 1

Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю.

Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод.

Звуковой метод обучения грамоте имел как свои преимущества, так и недостатки: большое внимание уделялось знакомству детей со звуковой стороной речи и звуковому анализу, но не был дан способ обучения процессу чтения.

И.Н. Шапошников предложил более усовершенствованный метод обучения грамоте. По его методике обучение грамоте идет от деления слова на слоги, а слов на звуки, причем выделяемые звуки обозначаются печатной буквой с последующим чтением написанного слова.

Но и данная методика не раскрывала самого механизма процесса чтения, момента слияния звуков в слог.

В 1962 г. Д.Б. Эльконин разработал новую методику обучения чтению. Процесс обучения чтению основывается на звуковой материи языка и состоит из трех взаимосвязанных этапов:

I этап – выделение в слове фонем, общая ориентировка в фонемной системе языка;

II этап – освоение системы гласных фонем, обозначение их буквами, формирование ориентации на гласные фонемы и буквы;

III этап – освоение системы согласных фонем, обозначение их буквами, воссоздание звуковой формы слога и слова, формирование основного механизма чтения.

Д.Б. Элькониным была представлена особая форма материализации звуковой структуры слова, она моделировалась следующим образом: клетки – по числу фонем в слове – заполнялись белыми фишками.

Данная методика предусматривает знакомство с гласными буквами попарно: а – я, у – ю и т.д.

Отличительные особенности данной системы обучения чтению заключаются в том, что:

дети в процессе овладения навыком чтения вводятся в звуковую действительность;

дети овладевают слоговым чтением, переходя от одного этапа обучения к другому;

переход от слогового чтения к чтению целыми словами осуществляется за счет умения вычленять словесное ударение.

Основной недостаток данной методики состоит в том, что схема звукового состава слова не отражает его качественного содержания, определяется только количеством звуков в слове, без выделения гласных, твердых или мягких согласных.

Известный педагог по дошкольному обучению и воспитанию А.И. Воскресенская разработала два варианта обучения дошкольников грамоте:

I-вый вариант предусматривает обучение дошкольников чтению и письму в процессе усвоения всего алфавита;

II-ой вариант подготовки к обучению грамоте включает в себя усвоение 11 звуков и букв: 4 гласных и 7 согласных.

Оба варианта обучения грамоте дошкольников решают задачу развития фонематического слуха и обучения процессу чтения, но не содержат задачи последовательного выделения звуков в слове. Дошкольники долгое время читают по следам анализа, причем, обучаясь грамоте во второму варианту, дети не приобретают навыка чтения слогов с мягким согласными.

Обучаясь чтению и письму по методике А.И. Воскресенской дошкольники овладевают навыками чтения, но не могут полноценно проводить звуковой анализ слов.

Система работы по обучению детей грамоте В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф. Шанько основывается также на анализе звучащей речи.

По сравнению с традиционным подходом к обучению грамоте новым в данной системе является другая последовательность изучения звуков и букв.

Эта последовательность основывается на принципе частотности употребления звуков в русском языке : а, о, у, ы, н, т, к, с, л, р, в, е, п, м, з, б, д, я, г, ч, ь, ш, ж, ё, й, х, ю, ц, э, ф, ъ.

Важным положительным моментом данной системы является обучение чтению на словах, имеющих различную слоговую структуру.

Особого внимания заслуживает методика обучения грамоте дошкольников Л.Е. Журовой, которая основывается на принципах, выдвинутых Д.Б. Элькониным. Так же как и в методике Эльконина, детей обучают способам овладения умственными действиями – звуковому анализу, позиционному чтению на материале всего алфавита; соблюдается строгая поэтапность формирования способа чтения.

гласные парами: а – я, о – е, ы – и, у – ю, э – е;

согласные: м, н, л, р, г, к, с, з, ш, ж, д, т, ь, п, б, в, ф, й, ч, щ, ц, х, ъ.

Важным и значимым в данной методике является то, что в процессе обучения дети овладевают действием количественного, а затем и качественного звукового анализа слова. Эффективность обучения по методике Л.Е. Журовой повышается за счет постепенного отказа в процессе обучения от схем звукового состава слова, а также за счет использования большого количества игр для закрепления навыка звукового анализа и чтения слогов и слов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Теоретические основы понятия «нравственное воспитание» в педагогической литературе
нравственное воспитание детей дошкольного возраста - одна из основополагающих задач, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях. ребенок дошкольного возраста входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с проявлениями добра и справедливости, милосердия и сострадан ...

Организация танцевальной деятельности в ДОУ
Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого приобщения к этому виду художественной деятельности представляется в детском саду. Обучение детей танцам требует от педагога не только знаний соответствующее методике, но и предполагает наличие у него правильное представление о танце как ху ...

Сюжетные народные подвижные игры
Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (хитрость лисы, повадки хищников – волка, щуки, быстрота движений зайцев, птиц, заботливост ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru