В данном параграфе мы рассмотрим основные барьеры, возникающие в инновационной деятельности.
Анализ результатов внедрения современных технологий обучения в педагогическую практику показывает, что они позволяют сделать педагогический процесс более управляемым и эффективным на основе его системного построения и конструирования.
Но на самом деле, не все так удачно, как кажется. Существует ряд барьеров, возникающих в инновационной деятельности педагогов и учебных заведений. Какие же все таки барьеры существуют в инновационной деятельности? Прежде всего перегрузки, усталость и нехватка времени. Это характерно для всех типов учебных заведений. Напряжение и утомительность педагогического труда возрастает там, где он плохо организован, отягощен формализмом и показухой. Многие трудности связаны с нежеланием учащихся учиться, их плохим поведением. Для профессиональных училищ – это главный барьер.
Активизации инновационной деятельности способствуют разнообразные стимулы, в том числе и негативные, мотивирующий потенциал которых достаточно велик. Среди них особенно значимы различные формы критики: замечания, сделанные коллегами в неофициальной обстановке, советы руководителей по поводу того, как исправить выявленные недостатки, а также их обсуждение на собрании коллектива. Положительное значение может иметь и негативная оценка при аттестации, и некоторые другие стимулы.
Публичная критика, особенно в резкой форме, нередко дает отрицательный результат, что подавляет и озлобляет преподавателя, ущемляет его чувство собственного достоинства и настраивает его против тех, кто критикует. К такой критике надо прибегать лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все другие меры воздействия. Доброжелательные, корректные замечания помогают осознать свои недостатки и быть более самокритичным.
Неудачи управления инновационными процессами чаще всего объясняются тем, что не учитываются их психологические механизмы. По сложившейся традиции, новшества пытаются внедрить лишь с помощью информационных методов – средств массовой информации, лекций, семинаров и т.д. Это помогает, если преподаватель жаждет перестроиться, если единственное, чего ему не хватает для этого, - это знания. Но в подавляющем большинстве случаев ему мешает не столько дефицит новых знаний, сколько отсутствие необходимой мотивации и опыта. Информация сама по себе не обеспечивает даже формирование у личности проблемного сознания.
Синтезировать новейшие мировые тенденции в образовании и отечественные традиции в форму новых образовательных технологий (НОТ) - задача инновационной деятельности образовательных учреждений. Риском в предпринимательстве называют вероятность возникновения убытков или материальных и финансовых потерь в результате неосуществления намечавшегося события, предусмотренного прогнозом, планом, проектом, программой. Категорию «риск» при внедрении НОТ можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери конкурентоспособности, потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на использование ресурсов при функционировании традиционного учебного процесса. Другими словами риск - это угроза того, что учебное заведение понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже уровня, прогнозируемого на основе расчета, экспертных оценок или накопленного опыта, и потеряет конкурентоспособность.
Особенности словарной работы с детьми младшего дошкольного возраста
Процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями. У Л.С. Выготского читаем: «Значение слов с психологической стороны…есть не что иное, как обобщение или понятие. …Мы вправе рассматривать значение слова как феномен мышления». В первую очередь дети дошкольного возраста овладевают назван ...
Воспитательный потенциал народных обрядов и праздников как средства
нравственного воспитания дошкольников
В начале 21 века в России началось возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям. Большая роль в понимании национальных традиций принадлежит народным праздникам. В народной педагогике народные праздники и обряды считаются средствами выражения настроения, убеждений, мировоззрения и ...
Контроль сформированности умений аудирования
Перед прослушиванием текста учитель должен дать предварительную инструкцию, создав мотивацию и организационную установку, мобилизуя школьников на активную работу. Инструкция включает в себя формулировку задания, разъясняет пути его выполнения, ориентирует в трудностях, иногда указывает формы послед ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.