Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества

Педагогика » Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества

Страница 2

«Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем)».

Документом согласно тому же закону называется любая идентифицируемая информация, зафиксированная на материальном носителе (вне зависимости от его знаковой природы). Под это определение подпадают не только письменные тексты, но и фонограммы, изображения и т. п.

В чем же обычно нуждается гуманитарий-лингвист?

Во-первых, в постоянно возобновляемых систематических знаниях, так как принцип «учиться всю жизнь», популярный во всем мире, – актуален и для тех, кто профессионально занимается изучением слова и текста.

Во-вторых, исследователю в работе над текстом и словом нужен надежный инструмент, освобождающий его от части рутинной работы.

В-третьих, спецификой своего предмета лингвист приучен постоянно обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, ко всему, что поддерживает ищущую мысль.

Следуя этой логике, все существующие и потенциальные информационные технологии, интересующие гуманитария-лингвиста, можно разделить на три группы, которые авторы условно называют образовательными, инструментальными и поддерживающими технологиями.

С точки зрения А.Т. Хроленко, А.В. Денисова, существуют следующие виды информационных технологий в труде гуманитария:

Образовательные информационные технологии (ОИТ) – это технологии, обеспечивающие гуманитарное образование, полное или частичное (дистанционное образование).

Инструментальные информационные технологии (ИИТ) – это набор компьютерных программ, используемых для решения конкретной научной проблемы, над которой работает специалист.

Поддерживающие информационные технологии (ПИТ) – это совокупность информационных ресурсов, к которым специалист постоянно обращается за поддержкой и советом: найти информацию, текст, комментарий, толкование слова, перевод и т. д.

Образовательные информационные технологии (ОИТ) в свою очередь реализуются в следующих формах:

дистанционное образование;

центры дистанционного обучения при вузах;

вузы дистанционного обучения;

центры дистанционного обучения;

образовательные порталы;

образовательные ресурсы.

Полномасштабное дистанционное обучение (ДО) как разновидность образовательных информационных технологий – это отдельный, широко обсуждаемый и достаточно разработанный сегодня вопрос, но предметом нашего обсуждения он не является, т. к. нашей задачей является рассмотрение факторов, влияющих на формат научной, методической и учебной деятельности отдельного преподавателя- гуманитария. А вот избирательное дистанционное обучение – это как раз то, чем занимаются сегодня большинство преподавателей. Под избирательным ДО понимаются дополнительные образовательные услуги студентам: методические материалы в электронном виде, самостоятельная работа и др. В условиях ДО общение преподавателя (тьютора) с учащимися осуществляется через электронную почту, контекстом для общения является обсуждение творческих заданий (assignments), которыми завершается практически каждый эпизод курса. Избирательное ДО распространено очень широко. Элементы его используют во многих вузах России.

Эффективное ДО основано на создании иллюзии «присутствия преподавателя» (teaching presence) с помощью целенаправленного дидактического общения. Принципы целенаправленного дидактического общения заключаются в следующем:

личное взаимодействие учителя и ученика повышает мотивацию;

хорошо разработанный материал для самостоятельного изучения и двустороннее общение на расстоянии усиливает мотивацию;

информация, передаваемая и получаемая в разговорной, неофициальной форме, легко усваивается и запоминается;

дистанционное дидактическое общение облегчает самостоятельную работу студентов и увеличивает общее количество времени учебного взаимодействия с преподавателем;

формы ДО экономят временные затраты преподавателя при проведении контрольных мероприятий .

Для реализации дистанционного обучения, как полномасштабного, так и избирательного, используются платформы (Soft(H)). Soft - это платформа дистанционного обучения. Различают коммерческие платформы и бесплатные. Наиболее известные и самые дорогие лидеры из коммерческих: Leaning Space (Microsoft) (www.LearningSpace.com) и Black Board (Карнеги, Пельсинванский университет) (www.BlackBoard.com).

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Сравнительный анализ методики ознакомления сравенствами
Изучение алгебраического материала начинается с подготовительного класса и проходит в тесной связи с изучением арифметического и геометрического материала. Учащиеся начальных классов знакомятся с такими важнейшими понятиями как равенство, неравенство, уравнение. Что же такое равенство, неравенство, ...

Психолого-педагогические основы дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Сведения из истории развития методов обучения текстовым задачам
Первоначально обучение математике велось через обучение решению практических задач. Ученики, подражая учителю, решали задачи на определенное «правило». При этом учащиеся не могли сознательно усваивать тот или иной способ действия. По мнению старинных авторов, «понимать-то едва ли нужно было…» «Это ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru