Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества

Педагогика » Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества

Страница 4

Существует, например, методика создания квазиконспекта. В самом общем виде автоконспектирование сводится к решению двух задач: а) разделению текста на три части – ненужные фрагменты, относительной необходимости («на потом») и непосредственно нужные; б) лексическому свертыванию фраз, относящихся к фрагментам двух последних частей текста.

Возможности автореферирования и автоконспектирования можно использовать при обучении процедурам создания вторичных текстов.

Другим примером ИИТ является использование информационных технологий в процедурах анализа текстов. Так, например, квантитативная лингвистика в применении количественной методики стала более эффективной с появлением вычислительной техники:

с помощью формально-количественных методов изучается авторский идиостиль (взаимосвязь между языковыми средствами и особенностями творческой позиции писателя);

на основе выявления матрицы переходных частот употреблений пар букв определяется автор анонимных текстов;

анализ частот парной встречаемости грамматических классов слов позволило доказать, что глубинная структура «Слова о полку Игореве» – структура XI столетия (выясняется время создания);

с помощью метода, основывающегося на учете зависимости частоты употребляемого слова и длины предложения, в котором оно появляется, (метод «Диаграммы накапливающихся сумм», Англия) установлено, что каждому человеку свойствен прочно укоренившийся неизменный стиль, который не поддается имитации.

И последняя разновидность информационных технологий – это поддерживающие информационные технологии (ПИТ), понимаемые как совокупность информационных ресурсов. К ним относятся электронные библиотеки, электронные энциклопедии, электронные библиотечные каталоги мира и базы данных.

Лингводидакты считают, что процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий для развития личности обучаемого, способностей к альтернативному мышлению, повышения его творческого потенциала. В образовательной сфере популярным стал термин ' информационно-коммуникационные технологии'’ (ИКТ), который именует технологии, организованные на базе как компьютерной техники, так и современных средств связи (электронная почта, форумы, чаты, теле- и видеоконференции и т. д.).

Приведем примеры учебных заданий с использованием потенциала информационно-коммуникационных технологий:

В качестве подготовки к лабораторной работе по лексикографии студентам предлагается подготовить рекламу словаря в устной форме или форме видеоряда (презентация, видеофильм).

В качестве зачетной работы по одной из тем или итоговой зачетной работы предлагается подготовить доклад с презентацией по одной из предложенных тем.

Подготовка электронных минихрестоматий по одному из предложенных вопросов.

Подготовка словарного минимума по какой-либо норме в электронном виде.

Разработка электронных глоссариев по предложенным темам.

Подготовка видеоматериалов к практикуму «Основы мастерства публичного выступления»

Подготовка квазиобзоров, квазиконспектов, квазихрестоматий и т. д.

Одним из довольно удачных примеров обращения к интернет-ресурсам для организации самостоятельной работы студентов могут послужить задания, предлагаемые в учебнике «Русский язык и культура речи», изданном под ред. В. И. Максимова, А. В. Голубевой в 2010 году. Например:

Задание 1. Зайдите на портал Грамота.ру в справочную службу. Какие вопросы задают посетители портала? Приведите примеры вопросов и ответов. Насколько доступно излагают ответы эксперты портала?

Задание 2. Познакомьтесь с сайтом http://www.kury.ru/jur_wrds. Какие ошибки словоупотребления рассматриваются в этом онлайновом курсе.

Обязательность использования информационных технологий в труде гуманитария-лингвиста и необходимость владения соответствующими навыками – это истина аксиоматичная. Однако хотелось бы уточнить, что, признавая необходимость компьютеризации образовательной системы и включения в нее информационных технологий, мы не абсолютизируем эти формы организации обучения, в силу того, что компьютеры никогда не смогут полноценно заменить учителя. Подтверждением этому является интересное исследование Марка Леппера , в котором детально прокомментированы речь и способы взаимодействия учителей во время работы в классе. «Из того, что делают учителя, особенно полезными являются способы взаимодействия, которые старательно выбираются, чтобы быть незавершенными, или в каком-то смысле несовершенными: конкретные действия выбираются с целью спровоцировать последующую увлеченность ученика именно это является специфически человеческой способностью». Имеют место и другие факты, позволяющие утверждать, что перспектива освобождения учащихся от чисто школьных организационных структур не может быть реальной. Однако требование максимального использования информационных технологий в образовании вполне мотивировано и оправдано. Но обилие и разнообразие этих технологий, различная степень доступности каждому конкретному филологу и характера востребованности в соответствии со спецификой его научного труда создают серьезные трудности в освоении этого аспекта научной и педагогической деятельности. Исходя из специфики конкретного вуза и факультета, на данном этапе развития образовательной системы можно говорить, на наш взгляд, о необходимости освоения следующих видов информационных технологий:

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Особенности развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
Особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической стороне слова детей среднего дошкольного возраста отмечали многие исследователи. Они подчеркивали, что в этот период происходит становление монологической речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, Н.И. Жинкин, А.В ...

Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются устав ...

Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В р ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru