Сущность процесса социализации

Страница 8

Опираясь на вышеизложенное, можно рассматривать процесс социализации как индивидуальный творческий процесс включения личности в социальные отношения, осознания их и наполнения индивидуальным смыслом. Это творчество субъективных отношений с социальной средой, творчество открытия данной среды для индивида. Результаты данного творчества лежат не вовне, а внутри личности, то есть можно сказать, что это результаты обучения личности, усвоения социальных норм как субъектом социального знания.

Итогом социализации является социальное творчество личности: не просто активная реализация, воспроизводство отношений, но и производство их. По мнению А.В. Мудрика социализация рассматривается как самоактуализация «Я-концепции», как развертывание творческой сущности личности и которая, по мнению Б.Ф. Ломова, тесно связана с процессом индивидуализации. Когда личность, приобщаясь к различным сферам жизни общества, приобретает и все большую самостоятельность и относительную автономность.

В понятие «социализация» заложены два измерения – личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Сущность процесса определяется из того, что стоит за этими отношениями.

Существуют несколько подходов к определению понятия процесса социализации:

Наиболее ранняя точка зрения - понимание социализации как адаптации. При таком понимании делается акцент на личности, ее природную активность. Рассмотрение социализации как приспособления, характерно для психоанализа, бихевиоризма (Б. Скиннер, Э. Торндайк). В этих направлениях социализация – это процесс социального научения, стимулом к которому является необходимость адаптации к социуму.

Для интеракционизма (Дж. Мид, Д. Хорке, Д. Джосом, Л. Колберг и др.), социализация является результатом адаптации, приспособление личности к групповым нормам в процессе социального взаимодействия людей.

В отечественной психологии рассмотрение процесса социализации как адаптации к социуму характерно для В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, А.Ф. Лазурского.

Другой подход акцентирует внимание на обществе: социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь, в сознание личности норм, требований, ценностей общества. При таком подходе человек выступает как объект воздействия для общества (объектный подход). Такой точки зрения придерживались Э. Дюркгейм и его последователи (Т. Парсонс, Дж.Х. Баллантайн, Э. Мак Нейл и др.).

Существует также подход, подчеркивающий активность личности в процессе социализации (У.М. Уэнтворд, А. Бандура, Ф.О. Джиринг и др.). У этих авторов ощутимо понимание культуры как «конструкции для жизни» (У.М. Уэнтворд), «специфического способа деятельности, существования». В отечественной науке примерно в таком же значении используются понятия «образ жизни»(Бестужев-Лада), «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович), «социально-исторический образ жизни» (А.Г. Асмолов). При таком понимании процесс социализации предстает как интерсубъективный, а отношения «личность и общество» рассматриваются как взаимопроникновение.

В настоящее время в отечественной науке укоренилось представление о том, что процесс социализации должен рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя усвоение и активное воспроизводство индивидом общественных отношений (Г.М. Андреева, А.В. Мудрик, С.Н. Беличева). В процессе социализации человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений, то есть социализация личности рассматривается в двух аспектах: объектном и субъектном.

Опираясь на работы этих ученых, можно сделать вывод о том, что суть процесса социализации заключается в преобразовании личностью внешнего социального во внутренние структуры и выражается в следующих процессах:

Индивидуализация (от интерпсихологической, социальной коллективной деятельности к индивидуальному интрапсихическому);

«Интимизация» (переход от «Мы» к «Я» - проблема самосознания личности);

Интериоризация (производство внутреннего плана сознания).

В основе процесса социализации лежит механизм идентификации , который является необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм. В основе механизма идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, поэтому вторая группа механизмов должна представлять механизм научения.

Сущность процесса социализации заключается в переводе социальных норм во внутреннее поле личности. На основе и с помощью осознанных социальных норм человек фактически реализуется как личность.

В процессе социализации осуществляется переход от конкретно-личного и эмоционального отношения, от связи с отдельными лицами и привязанности к ним к принципиальным отношениям и связям, по мере развития обобщаются отношения и объекты этих отношений. По степени обобщенности выделяются несколько уровней отношений, в которых прослеживается динамика развития личности в процессе социализации. Эта динамика выражает суть процесса социализации, когда предполагается трансформация внешних социальных значений в интимные структуры личности и которая ориентирована на изначальную активность личности в процессе социализации.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Диагностика уровня сформированности вычислительных навыков младших школьников при изучении законов и свойств арифметических действий
Мы проводили эксперимент на базе 2 класса МОУ Стеженская СОШ Алексеевского района Волгоградской области (программа «Школа России»). Суть эксперимента заключалась в том, чтобы практически проверить выдвинутую нами гипотезу, а именно, если при изучении законов и свойств арифметических действий исполь ...

Результаты проверки эффективности экспериментальной работы
После реализации программы в марте 2010 бы ли проведены повторные анкетирование и тестирования. Больше половины детей показали высокий уровень знаний о ЗОЖ (55%) и знаний о строении и функциях организма человека (60%). Средний и удовлетворительный уровень показали соответственно 45% и 40% детей (Та ...

Роль интуиции в педагогической деятельности
Роль интуиции в педагогической деятельности, по мнению С. Д. Полякова, состоит в следующем: * без интуиции невозможно успешно учить и воспитывать детей, не владея способностью к психологическому проникновению во внутренний мир ребёнка, в подспудные процессы, которые происходят в каждом детском колл ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru