Сущность процесса социализации

Страница 3

А.В. Мудрик также говорит о двух сторонах социализации: «С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, систему социальных связей, а с другой, в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду».

С.Н. Беличева также подчеркивает, что «социализация прежде всего предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений».

Б.Д. Парыгин делает акцент на том, что «испытывая на себе влияние среды, социальных институтов и собственной деятельности, личность вместе с тем относительно автономна в развитии своего внутреннего мира, в развитии самосознания и самоотношения. Активная жизненная позиция личности как раз и заключается в ее способности к осуществлению функций самоконтроля, саморегуляции, самоутверждения и самосознания».

Утверждение двойственности природы социализации – попытка установления компромисса между двумя подходами к данному процессу, утверждающему приоритет общественного воздействия и утверждающему приоритет активности личности. В процессе социализации человек выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений. Социализация личности может рассматриваться в связи с этим как бы в двух аспектах – объектном и субъектном.

В рамках социальной психологии процесс социализации рассматривается со стороны среды, с точки зрения того, как и какие общественные нормы входят в индивидуальное сознание человека, личности. В этом случае социализация синонимична воспитанию.

Исследования возрастной психологии характеризуют социализацию со стороны личности и её индивидуальной активности по овладению социальным знанием (здесь социализация и развитие личности – синонимичные понятия). Важно подчеркнуть, что при данном подходе активность личности не делится по оси присвоение-преобразование-реализация, процесс усвоения - интимный, творческий, преобразовательный процесс. (Рассмотрение социализации как присвоения – это рассмотрение её социологически, со стороны общества). На это обращал внимание Л.С. Выготский.

Некоторые авторы, исследовавшие этот вопрос (А.Г. Асмолов, Г.М. Андреева), видят социализацию как преобразование личностью внешнего социального во внутренние структуры. Так, в работе А.Г. Асмолова сущность процесса социализации понимается как преобразование « социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности», за которыми стоит « механизм интериоризации-экстериоризации, функционирующий в процессе совместной деятельности». Г.М. Андреева также подчёркивает, что в процессе социализации « человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации».

А.Г. Асмолов выделяет три грани социализации:

грань индивидуализации, отражающую « основной генетический закон культурного развития: от интерпсихологического, социальной коллективной деятельности ребёнка к индивидуальному интрапсихическому…»;

грань «интимизации», отражающую переход от «Мы» к «Я», проблему самосознания личности;

грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.

Итогом социализации как процесса должны выступать внутренние, глубинные структуры личности, отвечающие за её социальное поведение, итог социализации - внутренние глубинные структуры, имеющие социальное происхождение.

А.Г. Асмолов считает, что социализация ребёнка приводит к усвоению различных социальных ролей, формированию социального характера и других социально-типических проявлений личности, обусловленных местом личности в совокупности общественных отношений, её социальной позицией, её образом жизни.

В отечественной науке в качестве основного эффекта социализации, глубинного образования, отвечающего за регуляцию поведения личности, чаще рассматривается такое целостное образование личности, как направленность, под которыми подразумеваются ведущие мотивы-интересы, убеждения, мировоззрения личности, определяющие внутреннюю позицию личности по отношению к объектам социальной среды и целям жизнедеятельности (Л.И. Божович)

Социальная типизация производится относительно общественного идеала, то есть того образа, который выделялся Э. Дюркгеймом как социально приемлемый. Социальный тип представляет собой историческую конкретизацию идеала, относясь к нему как реальное к потенциальному. Различие типов определяется качественной спецификой. К ним относятся: 1) полнота, глубина, разносторонность связей личности с обществом; 2) её активность в освоении разных форм общественной деятельности; 3) эффективность развития личности как субъекта общественных отношений; 4) уровень сознательной организации ею своей общественной жизни; 5) мера преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций; 6) устойчивость и объем социально значимых позиций личности; 7) уровень продуктивности деятельности и масштаб перемен, совершаемых ею в общественных отношениях и собственной жизни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Возможности развития критического мышления учащихся на уроке иностранного языка
Анализ психологической, педагогической литературы подтверждает важность развития критического мышления и в связи с этим необходимость использования технологии развития критического мышления. Следует отметить, что языковое образование занимает важное место в жизни общества. Изучение иностранного язы ...

Педагогические идеи Клода Адриана Гельвеция
Гельвеций (1715-1771) прославился как автор книги “Об уме”, которая вышла в 1758 г. и вызвала яростные нападки со стороны всех сил реакции, правящих кругов. Книга была запрещена и приговорена к сожжению. Еще более обстоятельно Гельвеций развил свои идеи в книге “О человеке, его умственных способнос ...

Понятие метода в психолого-педагогической литературе
Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач о ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru