Сущность процесса социализации

Страница 6

Среди сознательных механизмов социализации С.А. Беличева называет референтную группу, престиж, авторитет, популярность. В отдельную группу механизмов выносятся групповые экспектации (социальные ожидания), санкции поощрения, наказания, одобрения и осуждения, применяемые в обществе.

Таким образом, среди механизмов социализации можно выделить социологические механизмы или социализирующие воздействия (с точки зрения общества они выступают как механизмы социализации) – это то, как общество социализирует людей, какие механизмы оно использует, и механизмы собственно социализации, т.е. перевода личностью внешнего во внутреннюю структуру, интимизации социального в субъективном поле личности. Данные механизмы соотносятся друг с другом.

Особое внимание при анализе процесса социализации отводится механизму идентификации. Целый ряд исследований называет его ведущим, основным и даже единственным механизмом.

В современной отечественной науке понятие идентификации рассматривается как охватывающее три пересекающихся области:

идентификация – процесс объединения субъектом себя другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей, образцов. Это может проявляться в открытом подражании как следовании образцу, что особенно ярко выступает в дошкольном детстве;

идентификация – видение субъектом другого человека как продолжение и проекция себя самого, наделение его своими чертами, чувствами, желаниями;

идентификация – механизм постановки субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения индивидом себя в пространство и время другого и приводит к усвоению его личностных смыслов.

В первом, самом распространённом, значении идентификация выступает в качестве важнейшей психической деятельности, идущей навстречу социальным влияниям, формирующей самосознание, как механизм социализации. Этот механизм (в отличие от обучения и инструктирования) характеризует высокая субъективная активность личности и (в отличие от подражания) осознанность.

В литературе такое понятие идентификации определяется как уподобление (Б.Д. Парыгин, В.В. Столин, В.С. Мухина), отождествление (В.А. Петровский, Н.Н. Обозов), стремление следовать определённым характеристикам влияющего лица (Р.А. Кричевский), сознательное подражание (М. Форверг, Г. Гибш).

Понятие идентификации получило развитие в контексте теорий, объясняющих развитие личности через «присвоение» индивидом материальной и духовной культуры, созданной человечеством. (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Поршнев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, В.С. Мухина).

По мнению В.С. Мухиной, механизм идентификации включается уже в младенческом возрасте. При этом не только ребёнок идентифицируется со взрослым, подражает матери, но и мать, стараясь угадать желания ребёнка, стремится идентифицироваться с ним. Эта обоюдная идентификация составляет основу отношений ребёнка и взрослого на данном этапе: способствуя установлению сотрудничества ребёнка и взрослого, она влияет на формирование у ребёнка социальной потребности в положительных эмоциях, притязаний на признание, чувства доверия к людям.

Включаясь на самых ранних стадиях развития личности, механизм идентификации, считает В.С. Мухина, не утрачивает своего значения на протяжении всего периода развития личности, приобретая специфические черты на каждом возрастном отрезке. Взаимодействие механизмов идентификации-обособления предопределяет картину возрастного развития ребёнка от этапа к этапу.

Механизм идентификации обеспечивает необходимый уровень и характер мотивации для овладения личностью нормами, он является пусковым механизмом для процесса научения, в результате которого личность овладевает нормами общества. В основе его лежит осознанный или неосознанный выбор личностью определённой позиции. Кроме того, этот выбор может быть не только осознанным или неосознанным, но и вынужденным или добровольным.

Идентификация, являясь необходимым условием социального развития человека, обеспечивает присвоение личностью социальных норм и осуществляется:

с конкретным лицом (собственно идентификация);

с группой (большой или малой) (социальная идентичность);

с собирательным идеалом (личностная идентичность).

Идентификационная модель, на которую ориентируется личность, существенно меняется на протяжении онтогенеза: как правило, в раннем возрасте это конкретный человек (мать, отец), в более старшем возрасте – группа, зрелая личность характеризуется ориентацией на идеал – собирательный образ социально желаемых черт, структурно смоделированный самой личностью.

Сущностью идентификации является выбор социального типа, на который личность будет ориентироваться при овладении новыми видами деятельности, системы эталонов, в соответствии с которыми будет проходить научение. Поэтому вторая группа механизмов социализации должна представлять собой собственно механизмы научения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Особенности процесса самовоспитания в подростковом возрасте
Самовоспитание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, взрослых, которые берут на себя обязанность оказывать поддержку процессам самопознания и саморазвития каждого ребенка. От того как они смогут организовать ...

Особенности изучения кремниевой кислоты и ее солей, связанные с экологическими проблемами силикатного производства
Вашему вниманию представляется урок на тему: «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты», наполненный экологическим содержанием, способствующий развить экологические знания у школьников средней школы, определить взаимосвязь между изучаемым объектом и окружающей средой, а также показать роль уроко ...

Изучение порядковой структуры
Сравнение материальных и идеальных элементов по величине - фундаментальный способ освоения действительности и научного исследования. Часто вещи сравниваются по той или иной числовой величине: города - по численности населения, товары - по цене, люди - по росту или весу и т. п. Столь же привычно сра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru