В современной отечественной психологии также встречается взгляд на социализацию как адаптацию. Рассмотрим для сравнения определение Б.Г. Парыгина: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития».
Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности. Другая трактовка более акцентирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей общества. Этот подход в большей степени видится как объективный подход к человеку, так как человек здесь выступает как объект воздействия для общества.
Такой взгляд восходит к Э. Дюркгейму, который социализацию понимал как влияние общества на человека и фактически ставил знак равенства между социализацией и воспитанием. По его мнению, социализация членов общества опирается на некий идеал человека, который является в некоторой степени универсальным для всех членов общества. Функции социализации заключаются в формировании у личности «определенного набора физических и ментальных характеристик, потерю которых современное ребенку общество считает неприемлемой ни для одного из своих членов: определенных физических и ментальных характеристик, которые специфическая социальная группа (каста, класс, семья, профессия и др.) полагает в равной степени необходимыми для всех, кто ее (группу) составляет».
Взгляды Э. Дюркгейма получили развитие в школе структурного функционализма (Т. Парсонс, Дж.Х. Баллантайн, Дж.У. Огбю, Дж. и Э. Перри, Дж. Хавигхарста, Э.Мак Нейл). По мнению Т. Парсонса «универсальная задача всех институтов социализации – сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе».
Анализируя толкование термина «социализация» в словарно-справочной литературе Запада, Ю.И. Кривов приходит к выводу, что: «Большинство авторов (В.И. Гуд, Р. Дерек, Б. Уолмен и др.) придерживаются в трактовке понятия «социализация» парсонианской традиции», по его мнению, «в современных социально-педагогических теориях во взглядах на социализацию преобладающей является точка зрения, согласно которой общество полагается некоей антропоморфизированной детерминантой, а личность, по сути, выступает своеобразным «кондуитом», в который заносятся действия структуры. Данный подход делает все подобные теории теориями конформности».
Вместе с тем, можно назвать ряд исследователей, пытающихся подчеркнуть активность личности в процессе социализации (У.М. Уэнтворд, А. Бандура, Ф.Дж. Рамтон, Б. Бернштейн, Д. Харгривс, Ф.О. Джиринг, Р. Харре).
Основой расхождения данных взглядов является, как правило, сам подход к культуре как совокупности ценностей, идей, значений, символов и т.д., на которую опирается понимание социализации как интернализации. В противовес такому подходу авторы предлагают понимание культуры как «конструкции для жизни» (У.М. Уэнтворд), «специфического способа деятельности, существования», в отечественной психологии примерно в таком же значении используются понятия «образ жизни» (Бестужев-Лада), «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович), «социально-исторический образ жизни» (А.Г. Асмолов) и т.д. В данной трактовке, с одной стороны, подчеркивается историчность и изменчивость среды существования человека, с другой стороны, процесс социализации приобретает экзистенциональный смысл, рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъективный, а отношения «личность и общество» рассматриваются как взаимопроникновение.
Среда в таком случае выступает не как обстановка развития, она предстает как условие становления личности, компонент симбиотического единства личности и общества, поле значений, смыслов, открываемых личностью в процессе совместной деятельности с другими людьми, часть ее целостного бытия. Социализация, таким образом, предполагает существенную активность человека, понимается как «процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский). При такой трактовке социализация четко разводится с понятием воспитания (у Э. Дюркгейма и его сторонников это синонимичные понятия), подчеркивается, что наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованного, либо с большим трудом поддающегося организации влияния среды, и, кроме того, собственную активность личности, которую Б.Ф.Ломов «предложил назвать самодетерминацией».
В настоящее время в отечественной науке прочно укрепилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, например, Г.М. Андреева отмечает: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».
Методические аспекты обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи
Развитие и совершенствование методики обучения грамоте детей дошкольного возраста имеет свою историю. Более чем столетие тому назад К.Д. Ушинским был предложен звуковой метод обучения грамоте. Данный метод сменил существовавший до этого буквослагательный метод. Звуковой метод обучения грамоте имел ...
Особенности процесса самовоспитания в подростковом возрасте
Самовоспитание и саморазвитие на определенных возрастных этапах подчинены объективным закономерностям. Многое зависит от социального окружения, взрослых, которые берут на себя обязанность оказывать поддержку процессам самопознания и саморазвития каждого ребенка. От того как они смогут организовать ...
Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.