Сущность процесса социализации

Страница 2

В современной отечественной психологии также встречается взгляд на социализацию как адаптацию. Рассмотрим для сравнения определение Б.Г. Парыгина: «Процесс социализации – вхождение в социальную среду, приспособления к ней, освоение определенных ролей и функций, которое вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития».

Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности. Другая трактовка более акцентирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация – перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей общества. Этот подход в большей степени видится как объективный подход к человеку, так как человек здесь выступает как объект воздействия для общества.

Такой взгляд восходит к Э. Дюркгейму, который социализацию понимал как влияние общества на человека и фактически ставил знак равенства между социализацией и воспитанием. По его мнению, социализация членов общества опирается на некий идеал человека, который является в некоторой степени универсальным для всех членов общества. Функции социализации заключаются в формировании у личности «определенного набора физических и ментальных характеристик, потерю которых современное ребенку общество считает неприемлемой ни для одного из своих членов: определенных физических и ментальных характеристик, которые специфическая социальная группа (каста, класс, семья, профессия и др.) полагает в равной степени необходимыми для всех, кто ее (группу) составляет».

Взгляды Э. Дюркгейма получили развитие в школе структурного функционализма (Т. Парсонс, Дж.Х. Баллантайн, Дж.У. Огбю, Дж. и Э. Перри, Дж. Хавигхарста, Э.Мак Нейл). По мнению Т. Парсонса «универсальная задача всех институтов социализации – сформировать у вступающих в общество «новичков», как минимум, чувство лояльности и, как максимум, чувство преданности по отношению к системе».

Анализируя толкование термина «социализация» в словарно-справочной литературе Запада, Ю.И. Кривов приходит к выводу, что: «Большинство авторов (В.И. Гуд, Р. Дерек, Б. Уолмен и др.) придерживаются в трактовке понятия «социализация» парсонианской традиции», по его мнению, «в современных социально-педагогических теориях во взглядах на социализацию преобладающей является точка зрения, согласно которой общество полагается некоей антропоморфизированной детерминантой, а личность, по сути, выступает своеобразным «кондуитом», в который заносятся действия структуры. Данный подход делает все подобные теории теориями конформности».

Вместе с тем, можно назвать ряд исследователей, пытающихся подчеркнуть активность личности в процессе социализации (У.М. Уэнтворд, А. Бандура, Ф.Дж. Рамтон, Б. Бернштейн, Д. Харгривс, Ф.О. Джиринг, Р. Харре).

Основой расхождения данных взглядов является, как правило, сам подход к культуре как совокупности ценностей, идей, значений, символов и т.д., на которую опирается понимание социализации как интернализации. В противовес такому подходу авторы предлагают понимание культуры как «конструкции для жизни» (У.М. Уэнтворд), «специфического способа деятельности, существования», в отечественной психологии примерно в таком же значении используются понятия «образ жизни» (Бестужев-Лада), «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович), «социально-исторический образ жизни» (А.Г. Асмолов) и т.д. В данной трактовке, с одной стороны, подчеркивается историчность и изменчивость среды существования человека, с другой стороны, процесс социализации приобретает экзистенциональный смысл, рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъективный, а отношения «личность и общество» рассматриваются как взаимопроникновение.

Среда в таком случае выступает не как обстановка развития, она предстает как условие становления личности, компонент симбиотического единства личности и общества, поле значений, смыслов, открываемых личностью в процессе совместной деятельности с другими людьми, часть ее целостного бытия. Социализация, таким образом, предполагает существенную активность человека, понимается как «процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский). При такой трактовке социализация четко разводится с понятием воспитания (у Э. Дюркгейма и его сторонников это синонимичные понятия), подчеркивается, что наряду с разнообразными организованными воздействиями общества по формированию личности, этот процесс включает элементы стихийного, неорганизованного, либо с большим трудом поддающегося организации влияния среды, и, кроме того, собственную активность личности, которую Б.Ф.Ломов «предложил назвать самодетерминацией».

В настоящее время в отечественной науке прочно укрепилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, например, Г.М. Андреева отмечает: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Смотрите также:

Особенности изучения кремниевой кислоты и ее солей, связанные с экологическими проблемами силикатного производства
Вашему вниманию представляется урок на тему: «Кремниевая кислота. Соли кремниевой кислоты», наполненный экологическим содержанием, способствующий развить экологические знания у школьников средней школы, определить взаимосвязь между изучаемым объектом и окружающей средой, а также показать роль уроко ...

Сущность и задачи дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. В справочнике «проффесиональное образование» дается следующее определение дифференцированного обучения: Дифференцированное обучение - это: Распределение учебных планов и пр ...

Анализ программы по ознакомлению с предметами и явлениями окружающей действительности, развитию осязания для слабовидящих детей
В 1999 году вышла “Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли – сад – начальная школа)”, “Программы детского сада”, “Коррекционная работа в детском саду”под редакцией Л.И. Плаксиной Министерство общего и профессионального образования Росс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru