Обязанности и основные виды работы преподавателя определяются постановлениями партии и правительства, директивами Министерства высшего и среднего специального образования СССР и отдельных центральных ведомств при Совете Министров СССР, учебными планами и программами, рекомендациями учебных отделов и кафедр, указаниями руководства вуза. Основное содержание деятельности преподавателя вуза сводится к выполнению им следующих функций: обучающего: преподаватель передает знания, формирует навыки, умения, вызывает у студентов действия, ведущие к усвоению учебного материала; воспитателя: преподаватель призван воспитывать высокие моральные, умственные, волевые, эстетические и другие качества у студентов, заботиться о всестороннем развитии их личности; ученого в области преподаваемой дисциплины: преподаватель не только знаток своего предмета, он проводит научные исследования, обогащающие новыми выводами и его курс; организатора занятий и самостоятельной работы студентов: преподаватель поддерживает порядок и дисциплину на занятиях, контролирует и оценивает работу студентов, назначает консультации и т. д. Во всех видах учебной и научной работы преподавателя (чтение лекции, проведение семинара, экзамена, написание учебного пособия и т. д.) это содержание проявляется в единстве, хотя какая-то его сторона может выступить как доминирующая. Психологическая структура деятельности преподавателя — это внутреннее строение, связь, соотношение и последовательность развертывания различных ее компонентов.
Структура и содержание взаимосвязаны: некоторые стороны содержания раскрывают особенности тех или иных компонентов структуры. Деятельность преподавателя своеобразна не только по содержанию, но и по своей структуре, связям и соотношению познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, опыта, проявлениям всей личности. Несмотря на многообразие психических явлений, включенных в деятельность преподавателя, имеются компоненты, которые их центрируют и выражают,— это цели, мотивы и способы. Цели — это представляемые результаты деятельности, они заключаются в достижении высокой успеваемости студентов, подготовке их к самостоятельному профессиональному труду, в обучении их и воспитании, формировании у них необходимых для этого знаний, навыков, умений, личных качеств. Реализация этих целей распадается на решение ряда учебных и воспитательных задач.
Мотивы побуждают преподавателя к проявлению активности и достижению целей: интерес к своей работе, понимание обязанностей, чувство ответственности за качество подготовки специалистов, желание оказать помощь студентам в овладении курсом, сформировать у них любознательность и т. д. Способы — это операции и приемы, с помощью которых достигаются цели. В зависимости от того, достигаются ли отдаленные по времени или ближайшие цели, способы и приемы могут быть общими (определяться заранее и применяться в различных видах деятельности) и ситуативными, которые вызываются ходом занятия (лекции, семинар и т. д.), необходимостью решить какой-то возникший вопрос, задачу. Способы преподавательской деятельности должны обеспечить передачу знаний, выработку навыков, умений, личностных качеств у студентов.
Такими способами являются постановка учебных задач, устное изложение учебного материала, воздействие личным примером поведения, использование ТСО, плакатов, схем, таблиц и т. д. Владение способами деятельности выражается у преподавателя в четкой формулировке мыслей, умелом использовании выразительных и других свойств речи, в мобилизующем влиянии на студентов личного примера, методически правильном использовании ТСО и т. д. К. А. Тимирязев отмечал, что преподаватель должен относиться к предмету, как художник, а не как фотограф: он не может, не должен опускаться до роли простого передаточного акустического устройства, устно передающего почерпнутое из книги.
Описание опыта реализации возрастного подхода в
деятельности школьного социального педагога
Изучение опыта реализации возрастного подхода в деятельности школьного социального педагога позволило сделать следующие выводы. МОУ "Средняя общеобразовательная школа №29" расположена по адресу г. Череповец, ул. Моченкова, д.10, телефон 29-59-77. Микрорайон находится на окраине города, в ...
Проблема умственной отсталости
В проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие. Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно слабоумными или умственно отсталыми. Все остальные стороны личнос ...
Теоретические аспекты методов диагностики зрительного
восприятия у детей дошкольного возраста
Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем требуют объективной оценки функционального развития каждого ребенка-дошкольника. Одним из важнейших показателей функционального развития является уровень зрительного восприятия. Используемые в отечественной психофизиологии тесты для оценки развит ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.