Структура деятельности преподавателя

Страница 2

Все сообщаемое им должно быть воспринято, переработано, войти в плоть и кровь и являться как бы самобытным продуктом. Примером тому является педагогическая деятельность И. М. Сеченова. И. П. Павлов, будучи студентом математического факультета, прослушав лекции И. М. Сеченова, перешел на естественный факультет и с тех пор уже никогда не расставался с естествознанием.

Деятельность преподавателя имеет свою последовательность, свои этапы: уяснение цели, определение учебной, воспитательной, научной задачи; выработка плана достижения цели, решения задачи; подготовка к действиям, ведущим к желаемому результату; практическое осуществление действий по достижению цели, решению задачи; анализ и оценка сделанного; совершенствование последующих действий на основе полученного опыта достижения целей деятельности.

Поскольку деятельность преподавателя в значительной мере взаимосвязана с деятельностью студентов, то для их согласования по задачам, месту и времени целесообразно: определять необходимые условия успешной общей деятельности (понимание задач, чувство ответственности, рациональный объем учебного материала, подлежащего изложению и изучению, наиболее эффективные методы работы и т. д.); расчленять общую деятельность на ее составные части в порядке их выполнения: что делает преподаватель, какие задачи должны быть решены студентами, как активизировать положительные мотивы, побуждающие их к выполнению этих задач; находить способы и приемы в ходе проведения занятий в зависимости от того, какие знания, умения, навыки, качества необходимо формировать; рационально расходовать время, отводимое на выполнение задач, определение критерия правильности хода усвоения знаний, выработки навыков и необходимых качеств. В вузе преподаватель и студент в большей степени отделены друг от друга, чем в школе учитель и ученик, и это с психологической точки зрения отрицательно сказывается на их взаимодействии.

Чем дистанция больше, тем труднее управлять учебной деятельностью студента, так как в этом случае труднее учитывать ее внутренние условия, т. е. те условия, через которые преломляются внешние воздействия на него в виде предъявления определенной учебной, информации и определенных требований. Все это — существенные стороны взаимодействия преподавателя и студентов.

Для преподавателя высшей школы характерно сочетание педагогической и научной деятельности. Причем решение педагогических задач (отбор, обобщение и подбор материала при подготовке к занятиям и т. д.) может способствовать успеху научно-исследовательской работы. Стремление преподавателя ознакомить студентов с новейшими достижениями науки приводит к нахождению новых приемов обучения. В то же время перегруженность педагогической работой ограничивает возможности для исследовательской деятельности. Если же преподаватель слишком много времени и сил тратит на научную работу, написание книг, статей, это может снизить качество его педагогического труда. Гармоническое сочетание научной и педагогической работы в деятельности преподавателя способствует успеху преподавания, повышению в нем творчества. Справедливо заметил русский ученый, хирург и анатом Н. И. Пирогов: «Отделить учебное от научного в университете нельзя. Но научное без учебного все-таки светит и греет. А учебное без научного, как бы ни была заманчива его внешность,— только блестит».

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Основные направления деятельности системы
1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей — важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи — перво ...

Образовательные программы
1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общео ...

Инвариантные условия организации и содержание элективных курсов
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия: курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор (один из одного – это не выбор); курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зр ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru