Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Педагогика » Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети – сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботиться о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети, у которых родители либо лишены родительских прав, либо по каким то причинам не заботятся о своих детях.

Социальное сиротство – явление, характеризующее положение оставшегося без попечения родителей ребенка при живых биологических родителях. К такой категории относятся дети, у которых умерли отец или мать, дети, родители которых лишены родительских прав, признаны решением суда безвестно отсутствующими, недееспособными. Объявлены умершими, не могут выполнять родительских обязанностей в связи с продолжительной болезнью, осуждены, место жительства которых не известно, дети, отобранные у родителей согласно решению суда, от которых родители отказались, и подброшенные дети. В отдельных случаях к этой категории решением районного, городского исполнительного и распорядительного органа могут быть отнесены на определенный срок и дети, оставшиеся без попечения только одного из родителей, когда другой продолжительное время не принимает участие в содержании и воспитании ребенка. В этом случае администрация учебно-воспитательного учреждения совместно с органами опеки и попечительства решает вопрос о поиске родителя, лишении его родительских прав и взыскания алиментов. Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами: копиями свидетельства о смерти; копиями решения суда о лишении родительских прав, отобрания ребенка, признание родителей безвестно отсутствующими объявление умершими, признание их недееспособными; копиями приговора об осуждении родителей; медицинскими документами о продолжительно болезни родителей, что препятствует выполнению ими своих обязанностей; документами, документами, подтверждающими, что ребенок был подкинут, материалами о поиске родителей и др. в случае смерти единственного, например, матери – одиночки, представляются справки с ЗАГСа с указанием сведений об отце со слов матери.

Сегодня проблема детей – сирот приобретает ещё большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. Сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения вызвало такое явление, как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Спектр причин детского неблагополучия весьма широк. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

– нарушение её структуры и функций

– рост числа развода и количества неполных семей

– асоциальный образ жизни ряда семей, что, в свою очередь стимулирует развитие аналогичных процессов и в детской семье

– падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей

– нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения непосредственно отражающийся на детях

– распространения жесткого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

В числе непосредственных причин социального сиротства назовем следующие:

– добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом

– смерть родителей и дети, родители которых признаны безвестно отсутствующими или связи с длительным отъездом родителей

– низкая материальная обеспеченность семьи.

Можно сделать небольшой вывод о том, что потеря родителей или утрата отношений с ними, вызванная длительной разлукой – это всегда острая психическая травма для человека и тем более для ребенка. Психическая травма подвергает испытаниям нервную систему человека, ее реактивность, порождает внутренние конфликты, которые оказывают разрушительное воздействие на состояние душевного и ментального здоровья человека.

Тенденция распада института семьи в современной России, следствием чего является неуклонный рост количества социальных сирот, рост детской безнадзорности и беспризорности, преступности приводит к тому, что кризисные явления в социальной сфере продолжают углубляться и достигают опасной черты.

Беспризорные дети стали пополнять ряды тех несовершеннолетних, кто потребляет наркотики и занимается различной криминальной деятельностью (торговлей наркотиками, проституцией, воровством). Поскольку дети до 14 лет неподсудны. Малолетние подростки активно вовлекаются криминальными элементами в свою деятельность.

Обострение целого ряда социальных проблем, которые «вдруг» проявились после изменения политической системы страны, актуализировало общественный интерес к ним. Всплеск социальных исследований раскрыл истинные нужды многих категорий детей, побудив тем самым государство к немедленным действиям для исправления сложившегося положения.

Социальное сиротство является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и разевающихся стран. В разных странах специалисты их называют по-разному «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные что бы быть покинутыми» «вечные новорожденные». По данным международных экспертов ООН отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах западной и восточной Европы.

Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление – так называемое «скрытое» сиротство, которое распространяется под влиянием устоев семьи, вследствие чего меняется отношение к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность большого количества детей и подростков.

Одной из форм устройства таких детей является помещение их в детский дом. Данная процедура является стрессовой для ребенка, поэтому в учреждении должны быть соблюдены условия социальной реабилитации детей. Для лучшей их социализации в обществе, коллективе, учреждении.

Социальная реабилитация – это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав детей. Процесс социальной реабилитации представляет собой процесс взаимодействия личности и общества, которое включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.

Практическое осуществление основных видов социальной реабилитации опирается на ряд основополагающих принципов:

– Своевременность и поэтапность социально-реабилитационных мероприятий, предполагающие своевременное выявление проблемы ребенка и организацию последовательной деятельности по её разрешению.

– Дифференцированность, системность и комплексность, направленные на осуществление социально-реабилитационных мероприятий как единой, целостной системы поддержки и помощи.

– Последовательность и непрерывность в проведении социально реабилитационных мероприятий, реализация которого позволяет не только восстановить утраченные субъектом ресурсы, но и предвосхитить возможное возникновение проблемных ситуаций в будущем.

– Индивидуальный подход к определению объёма, характера и направленности социально-реабилитационных мер.

– Доступность социально-реабилитационной помощи для всех нуждающихся, независимо от их материального и имущественного положения.

В теории и практике социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время имеется ряд противоречий:

– между социально-экономическими, психологическими, политическими требованиями сегодняшнего дня к подрастающему поколению, с одной стороны, и недостаточной степенью готовности воспитанника детского дома адаптироваться к условиям современного социума – с другой; между необходимостью обеспечения социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и отсутствием теоретических представлений о механизмах, условиях и факторах адаптации ребенка при его помещении в институт социализации (детский дом, интернат, приют), что затрудняет практическое обеспечение реабилитации таких детей;

– между потребностью в гуманизации работы педагогов и специалистов детского дома, школы-интерната, приюта, кризисного центра и т.д. с воспитанниками и отсутствием профессионального взаимодействия с ними, что затрудняет успешную реабилитацию ребенка в их стенах и вне;

– между необходимостью дополнительного образования (повышение квалификации) педагогов и воспитателей для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и слабой программно-методической обеспеченностью процесса обучения.

Особенно важен процесс реабилитации для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – время интенсивного вхождения в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта, или, по словам C. Выготского, «врастания в культуру», период, когда ребенок наиболее сензитивен к общественным влияниям. В это время у него закладываются первоосновы когнитивной и аффективной сфер, формируются позитивные нравственные ориентации, отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними, формируются чувство дома, родства, понимание значения семьи. Однако позитивное формирование личности ребенка в этот период осуществляется только в условиях родительской любви и заботы. Выдающимися учеными-психологами (Дж. Брунер, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, А.Д. Кошелева, А.Н. Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконин) доказано, что, если в дошкольном возрасте – ключевом периоде жизни человека, ребенок лишается семейного окружения, родительского внимания, заботы и любви близких, это негативным образом отражается на его дальнейшем развитии.

В условиях детского дома воспитатели, и весь персонал учреждения направляет свою деятельность на осуществление социально – педагогической реабилитации, так как в дошкольном возрасте должны формироваться первые навыки человека и здесь без педагогического вмешательства не обойтись.

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования .

Смотрите также:

Характеристика модели социально-педагогического сопровождения досуговой деятельности
Как было заявлено во введении, гипотезой исследования в нашей работе является предположение о том, что целенаправленная организация досуговой деятельности будет способствовать целостному развитию детей и подростков, их успешной социализации, раскрытию индивидуализации и творческого потенциала. Для ...

Организация пространнственной среды в американском детском саду
В большинстве детских садов Америки помещение разделено на зоны или уголки, каждый из которых предназначен для какого-то вида деятельности. Центр социодрамы или сюжетно-ролевой игры содержит материалы, позволяющие переделать его в дно океана, кабинет врача, зоопарк и т. п. В нем полезно иметь больш ...

Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области сов ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru