Алгоритм введения технологии взаимного обучения

Педагогика » Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности » Алгоритм введения технологии взаимного обучения

Страница 2

Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников, начавших изучение темы с опережением.

Контроль за учениками и обучение учителей. Для того, чтобы ребенок, приступая к изучению, а далее — к преподаванию нового материала, не делал это поверхностно, механически, кроме параграфа учебника, который надо прочесть, и опорного конспекта этого параграфа, который надо скопировать, ученик получает программу-вопросник, содержащий все вопросы и контрольные задания по новой теме. Работа с этим пособием позволяет (а) сделать чтение учебника и копирование опорного конспекта содержательным: ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем ответы на вопросы программы - вопросника; (б) систематизировать контроль за знаниями учащихся: каждый ученик, заканчивающий изучение нового параграфа, отвечает на все вопросы опросника учителю-взрослому или сверстнику; (в) лучше организовать преподавание в детских парах: каждый «учитель» имеет план опроса своего ученика.

Применение знаний на практике. Ученик, сдавший зачет по теории (ответивший на вопросы программы-вопросника), получает задание (от взрослого или учителя-сверстника) выполнить несколько упражнений на применение изученной теории. Проверка упражнений и разбор ошибок — едва ли не центральный момент взаимообучения. Взрослый учитель зачастую дает образец проверки. К доске приглашается два ученика, которые демонстрируют классу диалог при проверке заданий. Взрослый учитель оттачивает технику учителя-ребенка, показывая, что при правильном ответе на вопрос задачи можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так».

Контрольная работа. «Когда ученик закончил изучение какой-то крупной темы (раздела), перерешал все предусмотренные программой-вопросником задачи, а также был проверен своим учителем-одноклассником, он пишет контрольную работу. Учитель-одноклассник, идущий впереди, после проверки . сообщает учителю о том, что его подшефный может писать очередную контрольную работу. В этом случае педагог-специалист подбирает текст (вариант) контрольной работы и либо сам ее проводит, либо поручает впереди идущему (шефу) . Первая и важнейшая особенность контрольной работы при новой педагогической технологии состоит не в ее содержании (содержание должно быть типичным, обычным), а в том, что каждый ученик пишет ее в свое время, тогда, когда к ней подготовится…».

Творчество. Подтвердив свою «квалификацию» на базисном материале контрольной работы, ученик получает доступ к задачам повышенной трудности. Этап работы над олимпиадными или творческими заданиями является факультативным, к нему допускаются ученики, далеко оторвавшиеся от одноклассников и имеющие резерв учебного времени на углубленное изучение материала.

Повторение, подготовка к экзамену и сам экзамен также имеют свою специфику в системе взаимообучения, но не они завершают учебный цикл, как это водится при традиционном обучении. Тема (раздел) или вся программа считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший экзамен, поможет подготовиться к нему кому-либо из своих одноклассников.

Для учителей начальных классов по использованию технологии взаимного обучения разработаны следующие методические рекомендации.

Итак, главным отличием технологии взаимного обучения от традиционного обучения, основанного на отношении «ребенок — взрослый» является то, что каждый ученик включается в систематическую работу по обучению. Процессом взаимного обучения управляет учитель, он контролирует работу учебных групп, вносит свои коррективы. Главное, следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Мeтoдичecкиe рeкoмeндaции пo уcпeшнoму фoрмирoвaнию кoммуникaтивнoй кoмпeтeнтнocти млaдших шкoльникoв нa урoкaх мaтeмaтики
Пocкoльку в хoдe нaшeгo тeoрeтичecкoгo иccлeдoвaния мы пришли к вывoду o тoм, чтo кoммуникaтивнaя прeдмeтнaя кoмпeтeнтнocть включaeт в ceбя знaниe нeoбхoдимoгo тeрминoлoгичecкoгo минимумa пo мaтeмaтики, aлгoритмoв выпoлнeния aрифмeтичecких дeйcтвий и cпocoбoв кoммуникaтивнoгo взaимoдeйcтвия c oкруж ...

Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности. Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогиче ...

Анализ отечественного и зарубежного опыта в рассмотрении проблемы выбора учащимися форм продолжения образования
Широкий переход на профильное обучение в старших классах общеобразовательных учреждений Российской Федерации с 2007 учебного года ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершить ответственный выбор, предварительно самоопределиться в отношении профилирующего направления собственной ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru