Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности

Педагогика » Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности

В последние годы произошли большие перемены в жизни современной школы: изменяются учебные планы; разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники; появились частные школы, лицеи, гимназии, колледжи; изучается опыт зарубежных школ. При этом сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Совершенствование урока - основной формы процесса обучения - призвано обеспечить органическое единство образования, воспитания и развития учащихся.

Исходной формой освоения любого культурного содержания является сотрудничество. На уроках учащиеся любят работать коллективно, советоваться, стремятся к сотрудничеству. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Реализация стремления учащихся к сотрудничеству формирует их личность. Работая в коллективе, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимного общения. Поэтому передовой опыт учителей начальной школы на современном этапе характеризуются поисками такой организации совместной учебной деятельности учащихся, которая создавала бы благоприятные условия для включения каждого школьника в активную работу на уроке. Такие условия создает, в частности, использование технологии взаимного обучения.

Проблема использования технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла рассматривалась в специальной литературе. Можно назвать работы Букатова В., Вираховской Н., Дьяченко В., Рыбиной Л., Терлецкой Н., Шкуричевой Н., Шмидт В. и других авторов. Однако многие вопросы остались нерешенными.

Целью настоящей работы является исследование технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла.

Объектом исследования является групповая форма организации учебно-воспитательного процесса в начальных классах.

Предметом исследования являются составляющие технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла.

В нашем исследовании мы исходим из гипотезы: если в учебном процессе использовать технологию взаимного обучения, то уровень развития младших школьников значительно повысится.

В соответствии с поставленной целью работы, предметом и объектом исследования ставятся следующие задачи:

провести анализ педагогической, психологической и методической литературы по вопросам организации взаимного обучения;

определить понятие и принципы взаимного обучения;

выявить достоинства и недостатки метода взаимного обучения;

охарактеризовать особенности технологии взаимного обучения А.Г. Ривина;

разработать алгоритм введения технологии взаимного обучения;

изложить опыт использования технологии взаимного обучения на уроках русского языка в младших классах;

подвести итоги и сделать выводы.

Теоретической основой работы являются исследования российских авторов, посвященные анализируемой проблематике.

При написании работы использовался комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; педагогическое наблюдение процесса обучения; анализ результатов ученической деятельности; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.

Смотрите также:

Методы объяснения материала в начальной школе
Объектом своего исследования мы выбрали школу №5, 4 «А» класс. В классе 27 детей. Классный руководитель – Максимова Софья Александровна. Для проведения эксперимента мы выбрали из класса 20 детей и разделили их на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа: 1 Абильтаев Сом ...

Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Еще совсем недавно можно было сказать только «военно-пат­риотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, кото­рая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учеб­ных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарниц ...

Проблемы обучения пересказу детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
На занятиях по пересказу литературных произведений, где решаются все речевые задачи, и параллельно дети выполняют фонетические, лексические и грамматические упражнения. Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого ра ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru