Алгоритм введения технологии взаимного обучения

Педагогика » Взаимное обучение как форма организации учебной деятельности » Алгоритм введения технологии взаимного обучения

Страница 1

Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение само по себе не захватывает его. Более того, он не так работоспособен и усидчив, как требует от него школа. Рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке. В таком случае учителя призывают на помощь активные формы обучения. Одной из них является методика коллективного взаимного обучения, разработанная А.Г. Ривиным. В частности, включение педагогом в работу одного из способов данной методики – работа детей в паре сменного состава – позволяет улучшить динамику уровня обученности младших школьников, развития их познавательной активности. Работа по методике взаимного обучения позволяет сделать уроки интересными, живыми и непохожими друг на друга.

Сущность методики А.Г. Ривина состоит в том, что весь класс помогает одному ученику изучить тему. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогает более тщательно и детально разобраться в теме.

Методика взаимного обучения в парах сменного состава имеет следующие преимущества: каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал; после проработки темы у учащегося появляется ее подробный план; в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли; при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами. Таким образом, когда он приступает к изучению другой темы, она оказывается для него не новой (некоторые понятия этой темы ему уже знакомы, а в проработке отдельных абзацев он сам принимал непосредственное участие); в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный материал.

Как показывает опыт, благодаря тому, что каждый из учащихся получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний.

Подготовка учащихся к реализации взаимного обучения включает два этапа.

Подготовительный этап. Приступая к организации общения ребят в парах сменного состава, нужно потратить время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы. К таким навыкам относится умение:

ориентироваться в пространстве;

слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

работать в шумовой среде;

находить нужную информацию;

использовать листки индивидуального учета;

переводить образы в слова и слова в образы.

Если не отработать такие умения и навыки, то при первом знакомстве ребят с механизмом работы в парах сменного состава учитель может не достичь желаемого результата. Если работа в парах организована верно, то ребята трудятся легко, непринужденно, даже весело. Их настрой, постоянно улыбающиеся лица, комфортное состояние позволяют судить о правильной организации парной работы.

Ознакомительный этап имеет различные модификации, общим элементом которых является усвоение "правил игры", сообщение целевых установок, указание на характер проработки и способы учета результатов учения.

Запуск методики коллективного взаимного обучения требует особой организации работы на подготовительном этапе. Учащиеся должны делать двойную работу: изучать новый материал и осваивать новую методику. Если есть условия и время, то в рамках урока можно осваивать отдельные элементы методики коллективного взаимного обучения.

Алгоритм введения технологии взаимного обучения таков:

«Запуск» работы в парах. Знакомство учеников с новой темой начинается с диагностики. Ученики выполняют контрольную работу по пройденному материалу, который должен быть тщательно освоен для того, чтобы введение нового материала прошло успешно. Ученики, которые обнаружили какие-то дефекты знаний и умений в пройденном материале, продолжают его изучение с учителем в традиционной манере. Ученик, который выполнил контрольную работу безошибочно, получает право двигаться дальше, не дожидаясь пока его одноклассники достигнут того же уровня знаний. С этим учеником учитель проводит индивидуальный мини-урок по заранее составленному опорному конспекту нового раздела учебника и помогает выполнять задания на применение нового знания, изложенного в конспекте.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэто ...

Виды текстов
Практика показывает, что текст становится на школьных уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица языка в речи, интегрирующая значение всех языковых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помог ...

Методика обследования уровня сформированности пересказа у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
Наше экспериментальное исследование, проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного типа №55. Эксперимент проводился с 4 детьми старшей группы №6 с общим недоразвитием речи. Для обследования использования традиционных и нетрадиционных методов пересказа, при обучении де ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru