В-четвертых, исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире профессий - остановились фабрики и заводы, и некуда стало проводить экскурсии, исчезли передовики производства, и, соответственно, встречи с ними, родители у многих детей также сменили за последние годы свои профессии и не могут ничего о них рассказывать, перестали сниматься и фильмы и телепередачи на производственную тематику.
В-пятых, наблюдается потеря трудовой мотивации в обществе вообще, а на селе - в особенности. Труд перестал быть "делом чести, доблести и геройства", как это было при социализме, трудовая мораль заменяется на потребительскую. В настоящее время в селе безработным быть материально выгоднее, чем работать в сельском хозяйстве.
В-шестых, многими исследователями отмечается психологическая неготовность старшеклассников к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы. Кроме того, в исследованиях обнаружена и удивительная неосведомленность старшеклассников о мире профессий вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.
И.С. Артюхова отмечает такие особенности современных подростков, негативно влияющих на их способность к выбору и переходу к реализации профильного обучения:
Недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.
Отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах;
Занижена потребность в профессиональном самоопределении;
Не учитываются интересы семьи и ближайших родственников, потребности региона в кадрах, нет говоря уже об интересах страны;
5. Не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено стремление зарабатывать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.
Все это затрудняет процессы взросления ребенка в современном обществе, негативно влияет на его самоидентификацию и самоопределение, построение им своей жизненной перспективы, вызывает субъективную неготовность подростка к совершению ответственного выбора.
Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.
Но подготовку эту целесообразнее начинать намного раньше, с младшего подросткового возраста, и мы говорили об этом в предыдущей главе. Ведь за тот год, что официально дается на предпрофильную подготовку, основательно к выбору подготовится сложно.
Подросток, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающего значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для совершения самоопределения.
Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Становление способности подростка к самостоятельному выбору, в частности, выбору своего образовательного пути, образовательной траектории - самоопределению, зависит от форм и средств ее "выращивания". Именно поэтому необходимо проектировать и педагогически организовывать образовательную среду.
Таким образом мы обнаруживаем серьезную трудность в реализации идеи профильного обучения, связанную с психологической неготовностью старшеклассников к осуществлению выбора. Способом разрешения этой трудности является введение системы предпрофильной подготовки.
Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста
Работу по данной теме я начинала с детьми младшей группы. Проведя анализ умственных способностей детей данной группы, я установила, что у детей (Насти И., Феди К., Майи Ф., Лени Н.) наряду с наглядно-действенным мышлением начали формироваться элементы наглядно-образного мышления и простейшие виды р ...
Возрастные особенности и характеристика воспитанности дошкольника
Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). В р ...
Выявление уровня сформированности системных знаний
о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Проблема выявления знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний о труде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найти оптимальные средства и методы воспи ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.