Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения

Страница 4

В-четвертых, исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире профессий - остановились фабрики и заводы, и некуда стало проводить экскурсии, исчезли передовики производства, и, соответственно, встречи с ними, родители у многих детей также сменили за последние годы свои профессии и не могут ничего о них рассказывать, перестали сниматься и фильмы и телепередачи на производственную тематику.

В-пятых, наблюдается потеря трудовой мотивации в обществе вообще, а на селе - в особенности. Труд перестал быть "делом чести, доблести и геройства", как это было при социализме, трудовая мораль заменяется на потребительскую. В настоящее время в селе безработным быть материально выгоднее, чем работать в сельском хозяйстве.

В-шестых, многими исследователями отмечается психологическая неготовность старшеклассников к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы. Кроме того, в исследованиях обнаружена и удивительная неосведомленность старшеклассников о мире профессий вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.

И.С. Артюхова отмечает такие особенности современных подростков, негативно влияющих на их способность к выбору и переходу к реализации профильного обучения:

Недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.

Отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах;

Занижена потребность в профессиональном самоопределении;

Не учитываются интересы семьи и ближайших родственников, потребности региона в кадрах, нет говоря уже об интересах страны;

5. Не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено стремление зарабатывать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.

Все это затрудняет процессы взросления ребенка в современном обществе, негативно влияет на его самоидентификацию и самоопределение, построение им своей жизненной перспективы, вызывает субъективную неготовность подростка к совершению ответственного выбора.

Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.

Но подготовку эту целесообразнее начинать намного раньше, с младшего подросткового возраста, и мы говорили об этом в предыдущей главе. Ведь за тот год, что официально дается на предпрофильную подготовку, основательно к выбору подготовится сложно.

Подросток, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающего значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для совершения самоопределения.

Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Становление способности подростка к самостоятельному выбору, в частности, выбору своего образовательного пути, образовательной траектории - самоопределению, зависит от форм и средств ее "выращивания". Именно поэтому необходимо проектировать и педагогически организовывать образовательную среду.

Таким образом мы обнаруживаем серьезную трудность в реализации идеи профильного обучения, связанную с психологической неготовностью старшеклассников к осуществлению выбора. Способом разрешения этой трудности является введение системы предпрофильной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также:

Особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными сл ...

Формирование навыков волевой регуляции у воспитанников детского дома подросткового возраста, склонных к делинквентному поведению
Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля как характеристика сознания и деятельности появилась вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Воля является важным компонентом психики чело ...

Проявление мышления в дошкольном возрасте. Изменения мышления в дошкольном возрасте
В ран­нем детстве закладываются основы развития мышления ребенка. На основе наглядно-действенной формы мыш­ления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в сло ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru