Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения

Педагогика » Проектная деятельность как средство предпрофильной подготовки учащихся » Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения

Страница 4

В-четвертых, исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире профессий - остановились фабрики и заводы, и некуда стало проводить экскурсии, исчезли передовики производства, и, соответственно, встречи с ними, родители у многих детей также сменили за последние годы свои профессии и не могут ничего о них рассказывать, перестали сниматься и фильмы и телепередачи на производственную тематику.

В-пятых, наблюдается потеря трудовой мотивации в обществе вообще, а на селе - в особенности. Труд перестал быть "делом чести, доблести и геройства", как это было при социализме, трудовая мораль заменяется на потребительскую. В настоящее время в селе безработным быть материально выгоднее, чем работать в сельском хозяйстве.

В-шестых, многими исследователями отмечается психологическая неготовность старшеклассников к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы. Кроме того, в исследованиях обнаружена и удивительная неосведомленность старшеклассников о мире профессий вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.

И.С. Артюхова отмечает такие особенности современных подростков, негативно влияющих на их способность к выбору и переходу к реализации профильного обучения:

Недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.

Отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах;

Занижена потребность в профессиональном самоопределении;

Не учитываются интересы семьи и ближайших родственников, потребности региона в кадрах, нет говоря уже об интересах страны;

5. Не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено стремление зарабатывать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.

Все это затрудняет процессы взросления ребенка в современном обществе, негативно влияет на его самоидентификацию и самоопределение, построение им своей жизненной перспективы, вызывает субъективную неготовность подростка к совершению ответственного выбора.

Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.

Но подготовку эту целесообразнее начинать намного раньше, с младшего подросткового возраста, и мы говорили об этом в предыдущей главе. Ведь за тот год, что официально дается на предпрофильную подготовку, основательно к выбору подготовится сложно.

Подросток, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающего значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для совершения самоопределения.

Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Становление способности подростка к самостоятельному выбору, в частности, выбору своего образовательного пути, образовательной траектории - самоопределению, зависит от форм и средств ее "выращивания". Именно поэтому необходимо проектировать и педагогически организовывать образовательную среду.

Таким образом мы обнаруживаем серьезную трудность в реализации идеи профильного обучения, связанную с психологической неготовностью старшеклассников к осуществлению выбора. Способом разрешения этой трудности является введение системы предпрофильной подготовки.

Страницы: 1 2 3 4 

Смотрите также:

Реализация программы по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи учащихся на уроках немецкого языка
Программа по использованию элементов технологии развития критического мышления при обучении монологической речи на уроках немецкого была частично реализована в 11 классе МОУ «Павлоградская гимназия» в период педагогической практики в рамках темы «Kinder – Eltern – Kontakte». Фрагмент урока №1. Тема ...

Особенности работы по ознакомлению детей с трудом взрослых в соответствии с современными образовательными программами
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда ...

Развитие профильного образования в контексте модернизации образовательной системы в Российской Федерации и Краснодарском крае
Глобализация экономики и задача формирования общества, основанного на знаниях, ставят новые требования перед системой образования и обучения. Развитие образования теснейшим образом связано и с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочну ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru