Как отмечалось выше, при помощи контроля руководитель получает информацию. Важно подчеркнуть, что информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений, выступая как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной.
Системно-структурный подход в своей деятельности управления – достаточно высокий показатель профессионализма. Обратимся к понятию система.
Педагогический словарь даёт такое определение: система – это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов в отдельности.
Исходя из этого определения, и, имея в виду контроль как функцию деятельности, мы можем говорить о системе контроля, где компонентами будут цели, задачи, содержание контроля, методы, формы и условия его проведения.
Реализуя контрольно-диагностическую функцию своей управленческой деятельности, руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо выстроить систему внутрисадовского контроля. Таким образом он должен:
определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система (цель и задачи контроля);
отобрать содержание контроля в соответствии с представленными задачами;
выбрать формы и методы его проведения;
определить условия (распределить полномочия и ответственность, степень взаимодействия каждого из участников);
определить предполагаемый результат (критерий, эталон, с чем сравнивать).
Допустим, предметом контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на реализацию раздела программы. Нан мероприятий, направленных на реализацию раздела программы.тательно-ь).аимодействия каждого из участников);х компонентов в отдпример, снижение заболеваемости детей путём внедрения здоровьесберегающих технологий.
Цель контроля- выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией здоровье сбережения.
Содержание – изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме. Его определяют формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание работы, реализующее поставленную цель (наблюдение двигательной активности в течение дня на физкультурном и других занятиях, на утренней гимнастике и т.д.).
Из содержания и формы организации детской деятельности вытекают методы контроля. Это могут быть:
наблюдение педагогического процесса (исследование и изучение наблюдаемого процесса);
анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
беседа (обязательно с обменом мнениями);
анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
устная или письменная проверка знаний;
проведение итоговых занятий;
беседы с детьми (изучение уровня развития);
изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или получения иной информации);
анализ детских работ;
беседы с педагогами (с целью выявления уровня знаний и т.д.).
Остановимся на наиболее эффективных, широко используемых в проведении тематического контроля.
Наблюдение педагогического процесса. При наблюдении педпроцесса, прежде всего, необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, сложно решаемых в ДОУ.
При подготовке к наблюдению руководитель должен чётко определить, что нужно отсмотреть, что проанализировать, и выбрать экономичную форму фиксации наблюдения. Н.С. Голицина, О.А. Скоролупова, К.Ю. Белая, М.В. Корепанова и И.А. Липчанская предлагают унифицированные блок-схемы анализа занятий, воспитательно-образовательного процесса во второй половине дня, прогулки, которые удобно использовать.
В ходе наблюдения нельзя делать замечания педагогу, однако, беседы с детьми, просмотр их работ будут способствовать получению более полной картины организации и результативности отсмотренного.
Методика проведения народных подвижных игр
Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижны ...
Моделирование как средство формирования системных
знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А. Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основы моделирования, что проявляется в умени ...
Технологические основы обеспечения социализации детей дошкольного возраста
в процессе взаимодействия ДОУ и семьи
Исследование направлено на изучение уровня взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи. В исследовании принимали участие 35 респондентов (родители детей подготовительной к школе группе). Цель данного исследования: выявить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, ф ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.