Как отмечалось выше, при помощи контроля руководитель получает информацию. Важно подчеркнуть, что информация, полученная в результате целенаправленных наблюдений, выступая как итог продуманной системы контроля, должна быть реальной и объективной.
Системно-структурный подход в своей деятельности управления – достаточно высокий показатель профессионализма. Обратимся к понятию система.
Педагогический словарь даёт такое определение: система – это целое, состоящее из связанных между собой компонентов и обладающее свойствами, которых нет ни у одного из этих компонентов в отдельности.
Исходя из этого определения, и, имея в виду контроль как функцию деятельности, мы можем говорить о системе контроля, где компонентами будут цели, задачи, содержание контроля, методы, формы и условия его проведения.
Реализуя контрольно-диагностическую функцию своей управленческой деятельности, руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо выстроить систему внутрисадовского контроля. Таким образом он должен:
определить цели, конкретизировать задачи, которые должна реализовать эта система (цель и задачи контроля);
отобрать содержание контроля в соответствии с представленными задачами;
выбрать формы и методы его проведения;
определить условия (распределить полномочия и ответственность, степень взаимодействия каждого из участников);
определить предполагаемый результат (критерий, эталон, с чем сравнивать).
Допустим, предметом контроля является определение наличия системы занятий и других воспитательно-образовательных мероприятий, направленных на реализацию раздела программы. Нан мероприятий, направленных на реализацию раздела программы.тательно-ь).аимодействия каждого из участников);х компонентов в отдпример, снижение заболеваемости детей путём внедрения здоровьесберегающих технологий.
Цель контроля- выявление результативности этой работы и определение степени овладения педагогами технологией здоровье сбережения.
Содержание – изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми по данной проблеме. Его определяют формы организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание работы, реализующее поставленную цель (наблюдение двигательной активности в течение дня на физкультурном и других занятиях, на утренней гимнастике и т.д.).
Из содержания и формы организации детской деятельности вытекают методы контроля. Это могут быть:
наблюдение педагогического процесса (исследование и изучение наблюдаемого процесса);
анализ (разбор с выявлением причин и определение тенденции развития);
беседа (обязательно с обменом мнениями);
анкетирование (опрос по заранее составленным вопросам);
хронометраж (измерение педагогического процесса во времени);
устная или письменная проверка знаний;
проведение итоговых занятий;
беседы с детьми (изучение уровня развития);
изучение документации (с целью ознакомления или выявления системы планирования и организации педагогического процесса или получения иной информации);
анализ детских работ;
беседы с педагогами (с целью выявления уровня знаний и т.д.).
Остановимся на наиболее эффективных, широко используемых в проведении тематического контроля.
Наблюдение педагогического процесса. При наблюдении педпроцесса, прежде всего, необходимо определить цель, которая должна способствовать реализации основного содержания плана тематической проверки, а также может быть связана с наличием сложных задач, сложно решаемых в ДОУ.
При подготовке к наблюдению руководитель должен чётко определить, что нужно отсмотреть, что проанализировать, и выбрать экономичную форму фиксации наблюдения. Н.С. Голицина, О.А. Скоролупова, К.Ю. Белая, М.В. Корепанова и И.А. Липчанская предлагают унифицированные блок-схемы анализа занятий, воспитательно-образовательного процесса во второй половине дня, прогулки, которые удобно использовать.
В ходе наблюдения нельзя делать замечания педагогу, однако, беседы с детьми, просмотр их работ будут способствовать получению более полной картины организации и результативности отсмотренного.
Характеристика Муниципального Дошкольного Образовательного Учреждения
детского сада № 9 комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 комбинированного вида существует 35 лет. Функционируют 11 групп. Списочный состав 250 человек, в том числе 85 детей раннего возраста и 165 дошкольного. В среднем детский сад посещает 200 – 210 человек. Имеется спортивный и тренажерн ...
Вопросы и примеры задач на закрепление понятия массы
Вопросы по изучению темы "Масса тела. Единицы массы " в 6 классе. 1. Предложите метод, который вам позволит оценить массу макового зернышка. В вашем распоряжении имеются весы с разновесами и пакетик маковых зерен. (Ответ: Необходимо отсчитать достаточное количество зерен, а затем с помощь ...
Общая характеристика старшего дошкольного
возраста
В психологическом словаре определение старшего дошкольного возраста - это период развития ребенка от 5 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических сис ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.