Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых были проведены в 50 - 60 гг. (Е.И. Радина, Г.П. Лескова, О.И. Соловьева, О.А. Фролова и другие). Исследователи стремились разработать программу ознакомления с трудом, которая на типичных фактах, примерах труда взрослых раскрыла бы дошкольникам "особый характер труда людей", дала бы возможность понять, что все взрослые трудятся, делают полезное дело, работают дружно, слаженно, любят работать и т.д.
В 70-е годы стало очевидным, что содержание данного раздела программы не осваивается детьми в полной мере, программа не соответствует возможностям детей, знания о труде взрослых не становятся средством организации собственной детской деятельности (В.Г. Нечаева, А.В. Леушина). Возникла необходимость дальнейшего исследования теоретических основ программы знаний о труде взрослых для дошкольников.
Поиск выхода из создавшейся ситуации шел в разных направлениях.
Фундаментальное исследование, в котором В.И. Логиновой был впервые осуществлен логико-дидактический анализ научного понятия "труд", позволило ей в середине 70-х годов разработать гипотетическую программу системных знаний о труде взрослых для дошкольников. В основу данной программы был заложен системный анализ понятий о труде. Это теоретическое исследование позволило определить целостную модель развертывания системных знаний и представить пошаговую организацию материала от одной возрастной группы детского сада к другой.
В середине 80-х годов было экспериментально доказано, что освоение ребенком системы знаний о трудовом процессе как единице труда (формируются знания о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов, обобщенные знания о построении трудового процесса) обеспечивает успешное становление трудовой деятельности. Все это позволило В.И. Логиновой и М.В. Крулехт определить формирование системных знаний о труде взрослых как ведущее средство трудового воспитания в детском саду.
Исследования последних лет послужили основой для того, чтобы в настоящее время в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные подходы к ознакомлению с трудом взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г. Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
В дошкольном возрасте дети овладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовой процесс (М.В. Крулехт). Системные знания о труде обеспечивают успешное развитие детской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь дети успешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызывают устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать (М.В. Крулехт). Тем самым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.
Творческие игры дошкольников
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре. Первоначально к классификации игр по такому принципу подошел П.Ф. Лесгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К. Крупской. Она делит все детские ...
Формирование музыкально-эстетической культуры - важнейшая задача
музыкально-эстетического развития старшеклассников
Проблема музыкального воспитания подрастающего поколения во все времена была актуальной. Она находила отражение в трудах философов, психологов, педагогов еще времен римской античности. Воспитание тогда складывалось в системе освоения «семи свободных искусств»: квадриум (арифметика, геометрия, астро ...
Современные инновационные технологии
В настоящее время существуют более 50 педагогических технологий, созданных педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин, Н.А. Зайцев, В.Д. Шадриков, С.Н. Лысенкова и др.), - игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии, технологии уров ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.