Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 2

Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых были проведены в 50 - 60 гг. (Е.И. Радина, Г.П. Лескова, О.И. Соловьева, О.А. Фролова и другие). Исследователи стремились разработать программу ознакомления с трудом, которая на типичных фактах, примерах труда взрослых раскрыла бы дошкольникам "особый характер труда людей", дала бы возможность понять, что все взрослые трудятся, делают полезное дело, работают дружно, слаженно, любят работать и т.д.

В 70-е годы стало очевидным, что содержание данного раздела программы не осваивается детьми в полной мере, программа не соответствует возможностям детей, знания о труде взрослых не становятся средством организации собственной детской деятельности (В.Г. Нечаева, А.В. Леушина). Возникла необходимость дальнейшего исследования теоретических основ программы знаний о труде взрослых для дошкольников.

Поиск выхода из создавшейся ситуации шел в разных направлениях.

Фундаментальное исследование, в котором В.И. Логиновой был впервые осуществлен логико-дидактический анализ научного понятия "труд", позволило ей в середине 70-х годов разработать гипотетическую программу системных знаний о труде взрослых для дошкольников. В основу данной программы был заложен системный анализ понятий о труде. Это теоретическое исследование позволило определить целостную модель развертывания системных знаний и представить пошаговую организацию материала от одной возрастной группы детского сада к другой.

В середине 80-х годов было экспериментально доказано, что освоение ребенком системы знаний о трудовом процессе как единице труда (формируются знания о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов, обобщенные знания о построении трудового процесса) обеспечивает успешное становление трудовой деятельности. Все это позволило В.И. Логиновой и М.В. Крулехт определить формирование системных знаний о труде взрослых как ведущее средство трудового воспитания в детском саду.

Исследования последних лет послужили основой для того, чтобы в настоящее время в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные подходы к ознакомлению с трудом взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г. Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

В дошкольном возрасте дети овладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовой процесс (М.В. Крулехт). Системные знания о труде обеспечивают успешное развитие детской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь дети успешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызывают устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать (М.В. Крулехт). Тем самым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Сравнительный анализ методики ознакомления сравенствами
Изучение алгебраического материала начинается с подготовительного класса и проходит в тесной связи с изучением арифметического и геометрического материала. Учащиеся начальных классов знакомятся с такими важнейшими понятиями как равенство, неравенство, уравнение. Что же такое равенство, неравенство, ...

Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...

Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следователь ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru