Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Педагогика » Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых » Проблема формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста

Страница 2

Серьезные экспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых были проведены в 50 - 60 гг. (Е.И. Радина, Г.П. Лескова, О.И. Соловьева, О.А. Фролова и другие). Исследователи стремились разработать программу ознакомления с трудом, которая на типичных фактах, примерах труда взрослых раскрыла бы дошкольникам "особый характер труда людей", дала бы возможность понять, что все взрослые трудятся, делают полезное дело, работают дружно, слаженно, любят работать и т.д.

В 70-е годы стало очевидным, что содержание данного раздела программы не осваивается детьми в полной мере, программа не соответствует возможностям детей, знания о труде взрослых не становятся средством организации собственной детской деятельности (В.Г. Нечаева, А.В. Леушина). Возникла необходимость дальнейшего исследования теоретических основ программы знаний о труде взрослых для дошкольников.

Поиск выхода из создавшейся ситуации шел в разных направлениях.

Фундаментальное исследование, в котором В.И. Логиновой был впервые осуществлен логико-дидактический анализ научного понятия "труд", позволило ей в середине 70-х годов разработать гипотетическую программу системных знаний о труде взрослых для дошкольников. В основу данной программы был заложен системный анализ понятий о труде. Это теоретическое исследование позволило определить целостную модель развертывания системных знаний и представить пошаговую организацию материала от одной возрастной группы детского сада к другой.

В середине 80-х годов было экспериментально доказано, что освоение ребенком системы знаний о трудовом процессе как единице труда (формируются знания о направленности, содержании и структуре конкретных трудовых процессов, обобщенные знания о построении трудового процесса) обеспечивает успешное становление трудовой деятельности. Все это позволило В.И. Логиновой и М.В. Крулехт определить формирование системных знаний о труде взрослых как ведущее средство трудового воспитания в детском саду.

Исследования последних лет послужили основой для того, чтобы в настоящее время в отечественной дошкольной педагогике сложились альтернативные подходы к ознакомлению с трудом взрослых. Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г. Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессом труда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате у детей будут формироваться представления о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы, С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва), полагают, что необходимо знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.

В дошкольном возрасте дети овладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовой процесс (М.В. Крулехт). Системные знания о труде обеспечивают успешное развитие детской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь дети успешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызывают устойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать (М.В. Крулехт). Тем самым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоения этих же трудовых процессов детьми.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Социально-педагогическая виктимология: социальные нормы и отклонения от них в процессе социализации
Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном обществе и социальной группе. Социализация - развитие и самореализация человека н ...

Три основных типа дефекта
Всякий дефект следует рассматривать с точки зрения его отношения к центральной нервной системе и психическому аппарату ребенка. В деятельности нервной системы различают три отдельных аппарата, выполняющих различные функции: воспринимающий аппарат (связанный с органами чувств), ответный, или рабочий ...

Требования различных программ воспитания по развитию мышления дошкольников
Методы воспитания, приемы обучения, способы общения с детьми должны изменяться по мере взросления ребенка, по мере со­зревания его умственных и эмоциональных характеристик, по мере формирования его личности. Нетривиальность этого принципа видна, например, из того, что он указывает на сложность прим ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru