Необходимые материалы: стандартный лист белой бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша – черный, коричневый, красный и синий.
Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы мы записали все необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка – соответственно: «Плохой мальчик / девочка» (в зависимости от пола ребенка), «Хороший мальчик / девочка», «Я сам (а)».
Инструкция: Сначала дети рисовали плохого мальчика или плохую девочку. Рисовали его двумя карандашами – коричневым и черным. Чем хуже мальчик или девочка, которого дети рисовали, тем меньше должен был быть рисунок. Совсем плохой займет очень мало места, но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека.
После того как дети закончили рисовать, мы предложили изобразить хорошего мальчика или девочку. Рисовали их красным и синим карандашом. И чем лучше была девочка или мальчик, тем больше был рисунок. Очень хороший занимал весь листок.
Перед третьим рисунком давалась такая инструкция: на этом рисунке каждый ребенок должен был нарисовать себя, при этом детям предлагалось использовать все четыре карандаша.
После того как мы справились с заданием, необходимо было оценить и проанализировать данную диагностику.
Ниже представлена схема, по которой оценивались работы детей.
Схема обработки результатов.
1. Анализ «автопортрета»: наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, «разукрашенность», статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение «себя в какой-либо сюжет-игру» и т.п.
Исходное количество баллов – 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, «разукрашенность», представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т.е. к себе (норма 11–15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.
2. Сопоставление «автопортрета» с рисунком «хорошего» и «плохого» сверстников по параметрам:
– Размер «автопортрета» (приблизительно совпадает с «хорошим» – начисляется 1 балл, гораздо больше -2 балла) совпадает с «плохим» – минус 1 балл, гораздо меньше – минус 2 балла, меньше «хорошего», но больше «плохого» – 0,5 балла).
– Цвета, использованные в «автопортрете» (больше синего и красного цвета – 1 балл, больше черного и коричневого цвета – минус 1 балл, цветов приблизительно поровну – 0 баллов).
– Повторение на «автопортрете» деталей рисунков «хорошего» или «плохого» (одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т.д.). Общее количество в целом больше совпадает с «хорошим» ребенком – начисляется 1 балл, совпадение полное – 2 балла. Общее количество больше совпадает с «плохим» ребенком – минус 1 балл, совпадение полное – минус 2 балла. Тех и других приблизительно поровну – 0 баллов.
– Общее впечатление о похожести «автопортрета» на рисунок «хорошего» – 1 балл, на рисунок «плохого» – минус 1 балл.
3. Расположение «автопортрета» на листе. Изображение рисунка внизу страницы – минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой – минус 2 балла Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии ребенка, наличия у него чувства неполноценности. Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и изображенной в профиль (как бы стремящейся «убежать» с листа) – минус 3 балла.
Педагогические взгляды Руссо
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ общественною переустройства. В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) ...
Характеристика и особенности развития основных двигательных качеств детей младшего
школьного возраста
В процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста необходимо решать образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. У детей младшего школьного возра ...
Цементное производство
В виде песка SiO2 - давно известный строительный материал. Сырьем в цементном производстве служит смесь глины с известняком. Применяют и природный мергель (глинистый известняк), если он по составу удовлетворяет требованиям цементного производства. Такие мергели имеются у нас, например, в районе Нов ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.