1. Диагностический этап.
А. анализ исходной ситуации:
а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;
б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;
в) выявление причин её породивших;
г) постановка проблем;
д) определение степени переживания и осознание проблемы ребенком, т.е. её актуальности для него;
е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.
Б. Постановка задачи социально – педагогической защиты (проектирование).
1. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных её оказать. Планирование деятельности.
2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и её причин или создание условий для актуализации проблемы ребенка.
3. совместное проектирование решения трудной ситуации.
4. определение способов социально – педагогической защиты (
прямые, косвенные, опосредованные).
5. помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.
6. анализ результатов выхода из проблемы.
7. оценка собственной деятельности.
8. Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.
9. осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.
В разработках также выделено пять этапов технологической деятельности:
Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших её возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на её решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально – психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действенности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха деятельности социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.
Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов её достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях социальной среде жизнедеятельности клиентов.
Этап обработки информации. На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, её анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, оставляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.
Процедурно – организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и измерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.
Контрольно – аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируется итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.
Таким образом, одно из условий социально педагогической реабилитации является наличие и правильное применение технологий для конкретного случая.
Так же одним из важных условий педагогической реабилитации является организация деятельности в разновозрастном сообществе (коллективе). Одним из авторитетов организации педагогического процесса и трудовой деятельности в разновозрастных группах является А.С. Макаренко. Опираясь на его практический опыт, мы рассматриваем разновозрастное сообщество, как множество детей разного возраста, основными способами взаимодействия которых выступают игра и общение, как совместная деятельность. Роль лидера в нем не регламентирована возрастом и статусом личности ребенка, а наличие в детском коллективе дошкольников постарше, означает не присутствие контролеров и надзирателей, а «товарищей», которые задают ему систему координат для ориентации в мире, говорят ему какое поведение приемлемо, а какое нет.
Исследователи выделяют следующие условия эффективной реабилитационной работы с дошкольниками данной категории: организация реабилитационного пространства, как межведомственная территориальная структура; профессиональная подготовка кадров; реализация принципов гуманистического воспитания; учет потенциальных возможностей учреждений дополнительного образования в реабилитационном пространстве; оказание помощи различными учреждениями в зависимости от возраста ребенка, которые могут удовлетворить его возрастные потребности; особенности педагогического дизайна в работе с трудными детьми. Учет особенностей характера детской дезадаптации (патогенная, психосоциальная, социальная, социально-запущенный ребенок) позволяет выработать адекватные условия реабилитации и подобрать соответствующее содержание. Также в реализации педагогических условий реабилитации учитывается ее структура, которая востребована при проектировании социально – реабилитационной деятельности и разработке мер, направленных на повышение ее эффективности.
Второй этап в математике конечных количеств
Развитие математики конечных количеств начинается с установлении связи между двумя конечными количествами. Способность отражать такую связь порождается новым отношением «связано-несвязано». В возрасте до 3 лет оно определяется установлением связи между двумя сенсорными объектами. В возрасте от 3 до ...
Средства культурно-досуговой деятельности и их роль в развитии
коммуникативных навыков детей
Одной из важнейших задач современного общества является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Жизнь каждого человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых ...
Развивающие игры - как средство умственного и всестороннего развития детей
Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объя ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.