Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения

Педагогика » Педагогические условия социальной реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей » Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения

Страница 2

Разновидностью социальных технологий выступают педагогические, в том числе социально – педагогические технологии .

Социально – педагогическая технология – один из сложившихся на основе преимущественного опыта или выявленных и обоснованных путей достижения определенной социально – педагогической цели. Она может рассматриваться: как обоснование (описание) этапов, методов и средств социально – педагогической деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; как целесообразная, оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной социально – педагогической цели.

В отношении социального педагога пока можно говорить лишь о комплексе используемых методов и приемов в совокупном профессиональном опыте. Применительно к деятельности социального работника подходы технологизации в мировой практике разработаны в большей степени, чем для педагога, но социальный педагог, прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. С точки зрения В.П. Беспалько, любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. Развивая его мысль можно логически заключить, что с утверждением социальной педагогики как науки всё больше направлений деятельности социального педагога должны быть в той или иной степени технологизированы.

В связи с этим, в каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо уяснить: социально – педагогическую цель; условия её реализации; особенности и возможности объекта; особенности места реализации; возможности по времени для реализации цели; возможные формы реализации.

На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая, специальная технология для данного случая. Различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации.

Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа в открытой среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и она не лишена некоторого технологического подкрепления (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов). Скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом неповторимости объектов, уникальности их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания.

Будучи по сути технологиями социально типа, социально – педагогические технологии подразделяются на: субъективные технологии – индивидуальные и групповые.

К индивидуальным (персональным) технологиям относят технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения, самоорганизации и т.д.

Групповые технологии могут быть разделены в зависимости от половозрастных признаков, статусных, профессиональных и т.д. Например, – для детей – технологии адаптации к условиям современного общества, трудотерапия, для семей – семейная психотерапия.

Число социальных групп и слоев, требующих социальной помощи, всё время возрастает, усложняются их проблемы, следовательно, и растет число социальных групповых технологий. Массовидные технологии касаются большого массива населения, всего общества (например, пиаровские технологии).

Деятельностные технологии направлены: на совершенствование социально – педагогической работы как вида деятельности; на улучшения деятельности организационных структур социально – педагогической работы; оптимизирующая деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы); на улучшение деятельности клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков).

Средовые технологии, например, технологии оздоровления окружающей человека среды (как природной, так и социальной) и её совершенствования (коррекция процессов общения, техники профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, развитие стрессоустойчивости, превентивные меры по преодолению нарушений адаптации). Кроме того, можно выделить следующие группы технологий:

– «лабораторные» (искусственно созданные во временных условиях) и «полевые» (в реальной среде);

– разработанные, адаптированные, внедренные и полностью использованные, внедренные но используемые слабо;

– разработанные технологии, имеющие методики обучения им, и разработанные, но не имеющие таких методик.

Каждый вид социально – педагогической технологии имеет свои особенности и способы освоения.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могу повторяться, взаимозаменяться или опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость технологии. В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Здесь представлен обобщенный вариант деятельности социального педагога с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей:

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка. Появление этого возрастного этапа связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи меняются в соответствии с меняющимися условиями социума, поэто ...

Педагогические условия и технологии социально-реабилитационной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в учреждении социального обслуживания населения
Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупностью психологических и педагогических факторов (отношений, средств и т.д.), позволяющих педагогу, социальному работнику эффективно осуществлять воспитательную, учебную, ...

Развитие произвольного внимания
Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произвольное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реорганизация психологических механизмов внимания. В качестве фактора, пробуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения или характеристики объектов, а цель деятельнос ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru