Какой быть системе образования в Республике Казахстан

Педагогика » Какой быть системе образования в Республике Казахстан

Страница 7

Результаты анализа ещё раз подчеркивают, что сегодняшнее казахстанское образование более или менее успешно реализует дисциплинарную (предметную) модель обучения, которая не способствует интеллектуальному развитию, а значит формированию компетенций у граждан Республики.

Ситуация усугубляется ещё и тем, что примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается. То есть это тот возрастной период, когда мы ещё имеем возможность повлиять на интеллектуальное развитие будущих граждан Республики, а значит способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.

Так какой же должна быть система образования? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить успешных людей. Общаясь с успешными людьми, можно обратить внимание на удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Эта особенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс. То есть для увлеченного человека удерживать в памяти множество деталей является естественным и жизненно необходимым процессом.

От сюда можно сделать вывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следует развивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях.

Развивающая среда (современная технологическая инфраструктура) главное условие развития интереса к жизни. Но «развивающая среда» это не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи или структура среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органов самоуправления, …

Развивающая среда это в первую очередь новые субъект-субъектные установки педагогов в отношениях с обучаемыми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общий климат организации образования любого уровня, позитивно влияющих на развитие мотивации учения. Так как, именно мотивация является основным «компонентом» и интеллекта и компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особо важное значение.

Анализ же опыта разработки образовательных сред, в том числе и в казахстанском образовании свидетельствует о доминировании образцов:

догматической образовательной среды пассивной зависимости (педагогическая система Я.А.Коменского);

безмятежной образовательной среды пассивной свободы (педагогическая система Ж.Ж.Руссо);

безмятежной образовательной среды свободной пассивности (педагогическая система И.Г.Песталоцци);

карьерной образовательной среды активной зависимости (педагогическая система Д.Локка, А.С.Макаренко);

творческой образовательной среды свободной активности (педагогические системы Я.Корчака и М.Монтессори - реже).

Идея создания благоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучени.

Ещё одно условие становления модели образования для интеллектуального развития – поиск новых форм организации обучения вызванный тем, что традиционные формы создают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения, занятия-дискуссии, занятия-исследования, деятельность в лабораториях (научных, прикладных,…), внешкольные занятия, участие в реализации научных, социально значимых для местного сообщества проектов, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий (блочно-модульная, кредитная, …) и другие способствуют самореализации обучаемого и формированию его компетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Виды практических работ и критерии выбора работ для проведения физического практикума
Физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи, она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Но именно физика считается одним из самых сложных и, к ...

Организация специальной педагогической помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития с нарушениями речи
Помощь детям дошкольного возраста с нарушениями развития оказывается в учреждениях, относящихся к системе здравоохранения, образования (просвещения) и социальной защиты. В системе здравоохранения оказывается амбулаторная и стационарная помощь, предусматривается диспансеризация. Это широкое государс ...

Приёмы и методы запоминания

Приёмы и методы запоминания

На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.newlypedagog.ru