Среди педагогов начала Нового времени особое место принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592-1670 гг.) – великому чешскому педагогу. Он был общественным деятелем, реформатором, преобразователем школьного дела в ряде стан Европы. В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Я.А. Коменский создал систему воспитания для демократических слоев населения, для народных масс.
Главные идеи Я.А. Коменского носят сенсуалистический характер: познание реального мира на основе чувственного восприятия. Фундаментальной идеей его педагогики является пансофизм (всеобщая мудрость), т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. Мировоззренческий аспект педагогики Я.А. Коменского тесно связан с принципом природосообразности в воспитании. Природосообразность представлена в качестве универсального закона мироздания. При этом природной основой развития выступает сама способность к развитию. Эти положения раскрывают и конкретизируют методологическое значение принципа природосообразности. Педагогические аспекты этого принципа выражаются в том, что Я.А. Коменский на его основе определяет цель и сущность воспитания. На основе природных дарований осуществляется воспитание, благодаря которому человек становится человеком в самом полном смысле этого слова. С помощью воспитания происходит совершенствование человека и подготовка его к улучшению окружающей жизни для установления гармонии и порядка во всем. В этом и состоит цель воспитания. С другой стороны, религиозные аспекты мировоззрения Я.А. Коменского приводят к известной двойственности в определении цели и сущности воспитания. Здесь особенно большое значение имеет речь Я.А. Коменского «О развитии природных дарований». В ней содержится ответ на вопрос о понимании Я.А. Коменским природных основ развития ребенка. Эти природные основы раскрываются через понятие дарование, в котором он видит врожденные свойства души, природные предпосылки развития. Это такие природные основы, как ум, способность отражать окружающий мир. Ум это зеркало всех вещей, он включает суждения, понимание, он выступает «живыми весами и рычагом всех вещей». Вторая составная природных дарований это воля, как судья всех решений и повелений, то есть фактически как бы субъектная основа нравственности. Далее это способность действия (рука) и речь (язык) как способность истолкования и выражения мысли.
Развитие произвольного внимания
Наряду с непроизвольным важнейшую роль играет произвольное внимание. За устранением частицы «не» стоит коренная реорганизация психологических механизмов внимания. В качестве фактора, пробуждающего произвольное внимание, выступают не случайные изменения или характеристики объектов, а цель деятельнос ...
Состояние и необходимость модернизации российской системы
образования
Модернизация образования - это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования. Это фронтальный пересмотр принцип ...
Методика использования мультимедиа технологий на
уроке
Методика использования мультимедиа технологий предполагает: совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока; усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся; повышение уровня подготовки учащихся в области сов ...
На протяжении всей человеческой истории люди пытались придумать способы, с помощью которых они могли бы по возможности прочно усвоить какие-либо знания. С древнейших времён тема и техника запоминания занимала пытливые умы, рассматривалась и систематизировалась великими людьми прошлого.